Найти тему
Узнай новое!

Крылатов vs Дашкевич: кто у кого «позаимствовал» эту известную мелодию – Крылатов у Дашкевича или Дашкевич у Крылатова?

Сюжет поистине детективный. 1979 год. На экраны телевизоров одновременно выходят два художественных фильма – «Приключения Электроника», снятый на Одесской киностудии, и «Голубой карбункул», вышедший на Беларусьфильме. Музыку к «Электронику» написал Евгений Крылатов, музыку к «Карбункулу» Владимир Дашкевич. Два прославленных композитора, два автора прекрасных киношлягеров, которые пела вся страна («Вжик-вжик-вжик – уноси готовенького!» Крылатова , «Журавль по небу летит, корабль по морю идет…» Дашкевича). Но - о, чудо! - в том и в другом фильме появляются две абсолютно одинаковые песни с одинаковой аранжировкой. Отличаются они только словами. А музыка у той и у другой, что называется, один в один! Это были «Песня Сыроежкина» и «Песня Джеймса». Схожесть была полной – до фразы, до ноты. Вывод напрашивался сам собой: кто-то один из композиторов эту тему сочинил, кто-то другой «позаимствовал». Но кто же из них у кого? Крылатов у Дашкевича или Дашкевич у Крылатова? И как? Рискну сделать предположение.

Зачем композиторы «одалживают» друг у друга мелодии

Трудно говорить что-то с уверенностью, когда дело касается творчества. Тем не менее, мне кажется, что «под влиянием Дашкевича» оказался Крылатов. Оба композитора дружили, общались, вполне могли делиться своими творческими наработками. Мои рассуждения основаны на аналогии: Крылатов чуть позже «творчески переработал» ещё одну хитовую мелодию – песню Сергея Никитина и Виктора Берковского «Под музыку Вивальди», из которой получился всенародный шлягер «Прекрасное далеко». Вполне возможно, что и в этот раз случилось «творческое совпадение», но только Дашкевич в подобных «совпадениях» замечен не был.

Эти заимствования Евгения Павловича выглядят странно. Крылатову не нужно было чужого, он сам был прекрасным творцом - блестящим, маститым композитором, автором множества непререкаемых хитов, на которых стоит советский кинематограф. Видимо, как у многих творческих людей, такие вещи случаются непроизвольно. В конце концов, нот всего семь, и так или иначе композитор натыкается на тему, придуманную кем-то ранее. Кому из великих не доводилось быть обвиненным в плагиате, вспомните хотя бы громкие скандалы с песнями Поля Маккартни и Джорджа Харрисона. А вечные обвинения в «несанкционированных заимствованиях» в адрес поэта Лебедева-Кумача, на текстах которого держится вся сталинская эпоха от «Веселых ребят» до «Москвы майской»?

Может быть, «заимствования» - это неотъемлемая часть творчества? По большому счету, Шекспир тоже заимствовал все свои сюжеты и просто «дорабатывал» их - но как дорабатывал!

Кто же все-таки убил Налестро?

Боюсь, этот вопрос не найдет ответа. Евгений Крылатов скончался четыре года назад. Владимир Дашкевич (ему сейчас 89 лет) вряд ли вспомнит обстоятельства более чем сорокалетней давности (как Шагал, который в старости уже не мог припомнить, писал ли он картину, которую держали перед ним, или нет). Да и вообще, был ли мальчик, как говорил классик? Видимо, тайна этой детективной истории останется нераскрытой.