Найти тему
Психофил

Что порождает подчинение?

Эксперимент Милгрэма 1961 г.
Эксперимент Милгрэма 1961 г.

В 1961 году социальный психолог Стэнли Милгрэм провел эксперимент, который до сих пор вызывает много интереса и недоумения. Он исследовал, насколько люди готовы сделать компромисс с собственными моральными убеждениями, если другое лицо это требует.


В эксперименте участвовало 40 добровольцев, которые были приглашены в лабораторию и дали согласие на участие в исследовании. Каждый участник был случайным образом назначен в роли
"ученика" или "учителя". Ученик был пристегнут к стулу и получал электрические разряды для того, чтобы учитель мог оценить, насколько правильно он отвечает на заданные вопросы. Учитель, в свою очередь, должен был увеличивать напряжение каждый раз, когда ученик давал неправильный ответ. Однако, ученик не получал действительно электрические разряды и на самом деле был актером, который изображал беспокойство, боль и даже просил остановить эксперимент. Но настоящим целью исследования было изучение того, насколько далеко учитель готов пойти, если его убеждает авторитет научного эксперта.

Результаты эксперимента Милгрэма были шокирующими для научного сообщества и широкой общественности. Согласно эксперименту, более 60% участников были готовы продолжать давать электрические удары до тех пор, пока испытуемый не перестал двигаться и заикаться. Это вызывало боль и страдания у испытуемых, которые на самом деле были актерами, но у участников эксперимента было ощущение, что они наносят тотальный вред другому человеку.
Кроме того,
участники эксперимента были готовы давать более сильные удары током, когда им было сказано, что это необходимо для достижения цели эксперимента.

Результаты эксперимента Милгрэма говорят о том, что человеческое
поведение может изменяться в зависимости от контекста, в котором оно происходит. Люди могут быть готовы нарушить свои личные этические принципы и значительно вредить другим, если они чувствуют давление окружающих и не хотят расставаться со своим статусом в группе или привилегиями.

Благодаря этому эксперименту Милгрэму удалось выявить помимо предела, до которого люди готовы следовать приказу наделенного властью человека еще и условия порождающие покорность:

  • Эмоциональная удаленность жертвы. Больше всего "учителя" доходили до конца эксперимента, когда не видели и не слышали крики самих "учеников".
  • Присутствие "носителя власти" и его легитимность. Наибольшее подчинение экспериментатору было при его физическом пресутствовии.
  • Институциональность власти. Многие испытуемые после эксперимента признавались, что если бы не репутация Йельского университета, в котором проводился эксперимент, они ни за что не стали бы подчиняться.
  • Раскрепощающее влияние группы. Во время эксперимента у "учителя" было двое помощников. В случаях, когда помощники отказывались подчиняться указаниям экспериментатора, продолжающий работу "учитель" в одиночку со временем отказывались от дальнейшего участия в эксперименте.

Существуют определенные этические вопросы, связанные с экспериментом Милгрэма, которые вызывают сомнения в научном сообществе и опасения у защитников прав человека:

  • Участники эксперимента были подвергнуты психологическому напряжению и стрессу, так как они не знали, что эксперимент - это на самом деле имитация, а не настоящие удары током. Это может вызвать психологический дискомфорт и даже травму участников.
  • Участники могли почувствовать давление на себя со стороны авторитета и экспериментатора, что могло привести к тому, что они продолжали проводить эксперимент, несмотря на то, что то, что они делают, вызывает боль и дискомфорт у другого человека.
  • Существовала вероятность, что участники эксперимента могли пост-террористически испытывать чувство вины, а потому Милграм постарался избежать этого, проводя дебрифинг и обязательные беседы с участниками эксперимента.

    Тем не менее, стоит отметить, что
    Стэнли Милгрэм был чрезвычайно ответственным ученым и весьма тщательно подошел к разработке протокола эксперимента. Он также создал систему для того, чтобы участники могли сделать свой выбор, согласиться на условия эксперимента или отказаться от него. Несмотря на определенные проблемы и этические вопросы, эксперимент Милгрэма остается значительным вкладом в науку и важным уроком в понимании того, как мы реагируем на авторитет и давление со стороны группы. Также данный эксперимент послужил толчком к более глубинному изучению поведения людей в различных социальных и культурных контекстах.

Каково Ваше отношение к подобному эксперименту? Достаточно ли в нем учтены принципы этики или это может быть защитный механизм самих участников, которые пытались неосознанно защитить свое достоинство перед самими собой? Делитесь своим мнением) это правда очень интересно!