Темы морали и бюрократии в очерке Салтыкова-Щедрина

По взгляду автора блюстители нравственности сами равнодушно относятся к ее основам. Зато для простого люда это огромнейшая жизненная ценность! Запретный плод сладок, как говорится.

Охранники морали той поры сами поработили "первозданную азбуку" взаимоотношений, надругавшись над столпами общественной нравственности. Они сделали из нее средство контроля над народом. Также думал и герой очерка Тебеньков.

                                                            i.pinimg.com
i.pinimg.com

Писатель видел смысл семейного, общественного и гражданского союзов вместе с краеугольными камнями, лежащими в основе общественного порядка. Казенная идеология гласила, что семья является некой святыней, а государство образом высшей справедливости и истины. Самодержавие представлялось высшим благом для крестьян и защитником их интересов, но одновременно оно было возвышенной ложью, краеугольными камнями, которыми официальные лгуны забрасывали народ.

Очерк "Охранители"

Анализ государства прозаик начал с рассказа "Охранители". Здесь он обратил внимание на столпы государственности самых разных размеров.

Главный герой произведения Сергей Колотов, деревенский исправник приличного вида, даже напоминающий истинного джентльмена, "бюрократа самого новейшего закала", играющего роль либерала, способного и серьезно беседовать и посмеяться над собой. Это был любезный "Держиморда". Ухоженный балагур, "готовый и отца родного с кашей съесть".

                                                          www.artpoisk.info
www.artpoisk.info

Российская бюрократия изображается как неразгаданная психологическая тайна, разгадку коей Щедрин видит в продажности и корысти бюрократии, в ее цинизме и отсутствии всяческой нравственности, которую она должна охранять.

Бюрократ "новейшего закала"

Его образ представляет исправник Колотов, который признается, что он карьерист, но не счастливее своего руководства. Герой смеется не только над собой, но и над ревнителями государственной благонамеренности, так как их развелось слишком много в селе из-за реакции охранительных сил на рост движения революционных масс в 70-е годы.

                                                         www.artpoisk.info
www.artpoisk.info

В Колотове видны два типичных прообраза местных "доброхотов" в содействии деревенской полиции: банкрот помещик Терпибедов и священник-расстрига отец Арсений. Эти представители нравственного порядка, через коих исправник получает необходимые данные о настроении умов.

Государственный союз

В "Благонамеренных речах" Салтыков опирается на противостояние между понятиями "быть" и "казаться", между субъективными декларациями о цели краеугольных камней и их объективным государственным значением, предполагающем обуздание. Прозаик занят анализом фиктивности, иллюзии пропагандируемых ценностей государственного союза и обличает его настоящую суть: политическое, моральное и духовное порабощение страны. Два таких аспекта связаны между собой, как функция с содержанием. Общественная идея в реалиях самодержавно-крепостнической страны перешла в принцип обуздания, а потому потеряла свое изначальное, исторически закономерное основание. Самодержавие тех времен антигуманно.

                                                             i.pinimg.com
i.pinimg.com

Героев охранителей олицетворяют следующие персонажи очерка: генерал Сенечка, дипломат Митенька, подросток Петенька Утробин.

Очерк "Переписка"

Здесь показан еще один пошлец, товарищ прокурора Николай Батищев. В своих письмах к маменьке открыта вся внутренняя механика жизнедеятельности охранителей-пошлецов, волнующихся в первую очередь о личных интересах, но коим по заверению Николая поручена руководством защита государства от угроз разного рода.

Очерк "Тяжелый год"

Рассказ наполнен апофеозом коррупций, иронической поэмой в прозе, где заметны преобладание хищничества, тщеславия и корысти провинциального чиновничества, а также невиданное казнокрадство времен Крымской войны. Пионер новейшего закала и взяточник - управляющий палатой имущественных отношений Удодов.

Ход размышлений данного столпа читается как содержащий иронию и обвинения царизму. Рассказ посвящен коррупции 1853-1856 годов. Он стал грозным художественным документом, говорящим про растление основ самодержавно-крепостнического государства. Ленин назвал царское самодержавие самодержавием чиновников. Надо сказать, что писатель прекрасно знал всю кухню чиновничьего аппарата, ведь его стаж работы на государственной службе превысил 20 лет. Потому для него не менее важными были вопросы про любовь к Отечеству, патриотизм, сложные отношения между судьбой страны и системой государственности.

                                                        www.artpoisk.info
www.artpoisk.info

"Благонамеренные речи" пестрят обилием наличия практиков общественности, представляющих государственный союз. Их нравы преобладают, оттеняя эпоху. Они показывают пороки общества и одновременно собирательный образ государственного человека, уничтожающего государственную идею как таковую.

Очерки "По части женского вопроса" и "В дружеском кругу"

Здесь образы столпов-теоретиков, идеологов бюрократии Тебенькова и Плешивцева стоят во главе угла. В них видны правительственная идеология либералов 70-х годов, позднеславянофильская пропаганда, соединившаяся с официально-охранительной идеологией. Их общие цели - утверждение статуса кво как истины и чего-то вечного.

Тебеньков выполняет служебную миссию. Главный же персонаж Плешивцев представляет собой краеугольный камень, патриота и охранителя идеологии.

                                                            i.pinimg.com
i.pinimg.com

Салтыков сопоставляет его болтовню с Тебеньковской и приходит к выводу, что вопреки спорам и разногласиям, оба этих героя благонамеренные люди, охранители и представители консерватизма, опирающиеся на одинаковые "краеугольные камни". Понятие родины для либералов стало синонимом самодержавно-крепостнического строя. Именно потому Тебеньков вправе обратиться к славянофильству со словами: "В сущности, мы ни по одному вопросу ни в чем существенном не расходимся... Мы оба требуем от масс подчинения, а во имя чего мы этого требуем - во имя ли принципов "порядка" или во имя "жизни духа" - право, это еще не суть важно... Тебе по сердцу "просветление", мне - "административное воздействие", но и в том и в другом случае в конце концов все-таки прозревается военная экзекуция".

Это относится и к любви к родине, идее патриотизма. Все это сплошная фикция, призрак, так как чувство патриотизма узурпировано "государственным союзом". В департаментах данное понятие употреблялись с явным равнодушием.

Любовь к Отечеству в те времена оправдывала застой, реакции, консерватизм, невежество.

Cтавьте лайки и при желании подписывайтесь! Продолжение следует...