На восточной окраине старой Москвы, на крутом берегу Москвы-реки, близ Новоспасского моста, до наших дней сохранился замечательный памятник Древней Руси. Крутицкий архиерейский дом.
Его основание относится почти ко времени основания Москвы, когда по ходатайству Александра Невского перед ханом Берке, братом Батыя, была в столице Золотой Орды учреждена кафедра Сарайских епископов. В 17 веке эта кафедра была перенесена в Москву и получила название Крутицкой.
Древнейший из сохранившихся памятников датируется 15 веком, последнее – 17. Почти все здания Крутиц дошли до нас перестроенными до неузнаваемости.
В течение XIV—XV веков Крутицкое подворье продолжали финансировать великие князья. Так, Иоанн Красный в духовной грамоте от 1356 года завещал вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память». Князь Дмитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте от 1371 года.
В 1454 году в Золотой Орде начался упадок, что привело к переезду епископа Вассиана из Сарай-Бату в Крутицы. К середине XVI века крутицкие епископы были переведены в статус митрополитов и стали ближайшими помощниками московских первосвятителей. В июле 1612 года участники второго ополчения Минина и Пожарского остановились в Успенском соборе Крутицкого подворья, чтобы поклясться освободить Москву от иностранных захватчиков. Поскольку в то время Кремлёвский Успенский собор был захвачен, Успенский собор в Крутицах приобрёл символическое значение главного религиозного символа России. В 1612 году подворье было разграблено отступавшими польскими наёмниками, по словам Дмитрия Пожарского, церковь Пречистыя Богородицы на Крутицах находилась «в последнем оскудении и разорении». Несмотря на это, после Смутного времени в Крутицах начался период расцвета. В 1650 году началось возведение пятиглавой церкви в честь Успения Богородицы, каменный храм был с шатровой колокольней. В 1680—1690 годах по проекту зодчего Осипа Старцева над массивными въездными воротами надстроили украшенный разноцветными изразцами Крутицкий теремок.
Расцвет Крутиц пришёлся на время правления митрополита Павла III, основавшего монастырскую библиотеку. При нём завершилось строительство Митрополичьих палат на месте старого Успенского собора, а также началось возведение нового собора. В подворье в то время был разбит один из первых в Москве декоративных садов. В это же время в состав владения Крутицких митрополитов вошли слободы Дубровка (1-я Дубровская улица), Арбатец (Арбатецкая улица), Крутицкая, Калитники, а также село Кожухово. Окончательно архитектурный комплекс сформировался к концу XVII века.
К середине XVII века Крутицы стали одним из излюбленных мест пребывания патриархов. Начиная с 1650-х годов подворье стало выступать научным центром, в нём велась работа по переводу книг Священного Писания с греческого на церковнославянский язык. Некоторые подземелья выступали также в роли тюрем. Так, в 1666 году в одном из зданий был заточён протопоп Аввакум.
А в Крутицких казематах сутки удерживали Лаврентия Берию сразу после смерти Сталина, оттуда его перевели в бункер штаба Московского военного округа.
С упразднением патриаршества в 1721 году Крутицкие митрополиты были понижены в ранге до епископов (за исключением митрополита Игнатия Смолу). В 1737-м Крутицкое подворье сильно пострадало в результате Троицкого пожара, уничтожившего большую часть хозяйственных и храмовых построек. Вплоть до реконструкции 1868 года деревянная крыша Теремка была заменена на железную, а сожжёные лики святых — забелены известью. В 1744—1751 годах в Крутицах действовала духовная семинария, впоследствии переведённая в Покровский монастырь.
В 1788 году Крутицкая епархия была упразднена, а многие полуразрушенные здания — снесены. Территорию подворья передали Военному ведомству, а церковное имущество и архивы епархии перевезли в Чудов монастырь Московского Кремля. Часть оставшихся построек подворья вошла в состав Крутицких казарм, в которых разместили жандармские корпуса. В одной из гарнизонных гауптвахт двадцатидвухлетний Александр Герцен провёл семь месяцев перед ссылкой в Вятку.
Во время Отечественной войны 1812 года Крутицкое подворье сильно пострадало. Были утрачены перекрытия и убранство Воскресенской церкви, однако некоторые потолковые росписи удалось сохранить. В 1816-м Александр Тормасов распорядился разобрать церковь, однако посетивший церковь архиепископ Августин отметил, что внутри она «благолепием, свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана», поэтому он ходатайствовал перед обер-прокурором князем Александром Голицыным о сохранении храма. Князь, в свою очередь, доложил об обстоятельствах разбора Крутиц императору Александру I. Глава государства приказал приостановить разбор церкви. В 1838 году будущий император Александр II посетил Крутицы и издал распоряжение о восстановлении Воскресенской церкви.
Изначально проект реставрации подготовил архитектор Евграф Тюрин, однако финальный план выполнил Константин Тон. По итогам проведённых работ к 1840 году Воскресенская церковь была частично перестроена. В 1868-м городская управа издала распоряжение о восстановлении Крутицкого теремка. В 1899 году подворье было отреставрировано: Успенскую церковь восстановили, расписали нижний Петропавловский храм. В 1904-м архитектор Николай Струков составил проект реставрации церкви дворца митрополитов, но так и не исполнили из-за недостатка финансирования. Некоторые объекты обновляли за счёт других источников, но к началу XX века общее состояние зданий подворья оставалось неудовлетворительным.
По постановлению Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР, принятому в 1947 году, было начато составление проекта реставрации комплекса Крутицкого дворца.
Проект возглавил реставратор памятников древнего зодчества Пётр Барановский, при нём на главы Успенского собора вновь установили кресты. В 1964-м собор передали Обществу охраны памятников, а в 1968 году в нём разместили филателистический отдел Главкниги. В то же время храм некоторое время использовался как дом культуры. В 1980-х годах в соборе располагались экспериментальные научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны памятников. 26 июля 1982 года решением Московского городского совета народных депутатов часть территории подворья передали в аренду Государственному историческому музею. Верхний и нижний храм использовали для хранения экспонатов. Несколько помещений оборудовали под выставочные залы.
С 2001 года в зданиях располагается Синодальный отдел по делам молодёжи.