Найти тему
АиФ–Тверь

Высший балл. Как школьникам из Тверской области отлично сдать ЕГЭ

Оглавление
   Высший балл. Как школьникам из Тверской области отлично сдать ЕГЭ
Высший балл. Как школьникам из Тверской области отлично сдать ЕГЭ

Учителю русского языка и литературы Ирине Константиновой из посёлка Жарковский дети мелом на доске рисуют сердечки. В марте она съездила в Пятигорск на открытие Всероссийского года педагога и наставника, а когда вернулась, паренёк с «неудом» по поведению подошёл к ней на перемене и обнял: «Вас долго не было, мы соскучились». Школьники ждут её после уроков, чтобы вместе идти по домам и поговорить о том, что волнует.

Сейчас их больше всего волнует грядущий ЕГЭ. Как готовиться к нему и не «перегореть», что делать накануне и в день экзамена, как быть, если экзамен завален? Об этом и о многом другом заслуженный учитель России рассказала в интервью «АиФ в Твери».

Чистые листы

Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Ирина Евгеньевна, лично вы как относитесь к ЕГЭ?

Ирина Константинова: К ЕГЭ отношусь положительно: благодаря ему дети из глубинки могут поступать в университеты. Но есть и минусы: приходится натаскивать учеников на определённые алгоритмы решения задач, а это бесконечные тренировки, упражнения и проверки знаний. По сути, в ущерб общему развитию ребёнка. В глубинке нет репетиторов, поэтому роль педагога в подготовке к экзамену там значительнее, а это дополнительная нагрузка на учителей. Был период, когда по просьбе моих учеников я приходила в школу к восьми утра и занималась с ними до начала уроков.

– Школьники сдают ЕГЭ с 2001 года. Что изменилось?

– Тогда задания были проще, и они развивали логику. Если школьник сдавал ЕГЭ на двойку, в аттестате выставляли тройку. Поначалу выпускники боялись этого экзамена, даже истерики были. Сейчас задания сложнее, зато экзамен проходит спокойнее: все уже привыкли. Если ученик получает двойку, то нужно пересдавать, иначе не выдадут аттестат. По моим личным наблюдениям, сочинения сегодня хорошо пишут те, у кого развита логика и кто хорошо понимает математику.

– На экзамене по русскому языку и литературе ваши выпускники набирают 80 и больше баллов из 100. Как вам это удаётся?

– Мы постоянно решаем с ними контрольно-измерительные задания (КИМы), находим на образовательных порталах и решаем дополнительные, периодически повторяем теорию. Свою роль сыграло и то, что в старших классах на изучение русского языка добавили два часа, раньше был всего час в неделю.

Без паники

– Насколько сложен ЕГЭ по русскому и литературе?

– Это очень сложный экзамен, особенно сочинение. Нужно знать язык и его правила, теорию литературы и содержание произведений (прозы и поэзии), жанры, образные средства, уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и творчески осмысливать прочитанное. Приветствуются цитаты, но ошибка в цитировании – это минус один-два бала. Как-то мы проводили эксперимент: сочинение на заданную тему писали родители будущих выпускников. Нужно было выявить проблему, подобрать аргументы и связать их между собой, сообщить позицию автора и собственную позицию. Многие родители сдали чистые листы – не справились.

Девятиклассники могут взять с собой на экзамен по литературе до 10 книг из разрешённого списка. 11-классникам это запрещено: только чистый лист бумаги, ручка и то, что есть в голове.

– Посоветуйте, как получить высокие баллы на ЕГЭ.

– К экзамену нужно готовиться: долго и целенаправленно, но спокойно и последовательно. В течение всего учебного года решать тестовые задания, сверяясь с ответами. Анализировать допущенные ошибки. Чем больше практики и опыта, тем лучше.

Своим ученикам я рекомендую не зубрить и не прогонять лихорадочно всю учебную программу за день до экзамена – в этот день лучше расслабиться, отдохнуть, выспаться, съесть шоколадку, погулять. И ни в коем случае не паниковать.

На экзамене главное – сосредоточиться, забыть обо всём, что осталось за дверью кабинета. Одна из моих выпускниц плохо писала сочинения, я сильно переживала за неё. Когда пришёл результат – 92 балла из 100, мы с её мамой не знали, что и подумать. Оказалось, девочка просто собралась и выложилась на полную.

Если результат окажется плохим, не впадайте в депрессию: ничего непоправимого не произошло, жизнь не закончилась. Ведь главное – это сам человек, его душа и его семья, его жизненные ценности: любовь, дружба, добро. Любой экзамен можно пересдать. Одну из моих учениц, набравшую 87 баллов, этот результат не устроил. Она не стала подавать документы в вуз, вместо этого поступила на курсы и через год набрала больше 90 баллов. И тогда поступила в вуз.

Разный взгляд

– Чем отличаются сочинения выпускников 2001 года и сегодняшних школьников?

– Это два разных сочинения. Тогда задавали тему, которую нужно было раскрыть, то есть написать сочинение-рассказ. А сейчас это, скорее, литературная критика: сочинение-рассуждение, в котором каждый вывод должен быть подкреплён доказательствами.

Я вижу, как отличается отношение двух поколений школьников к литературным героям. Например, к Катерине – главной героине пьесы Александра Островского «Гроза». По сюжету она изменяет мужу и сводит счёты с жизнью. На уроках литературы мы, как и раньше, объясняем, что измена – это плохо. Но предыдущее поколение детей фактически оправдывало её, считая, что девушка «кипела в аду», из-за чего и нашла другую любовь. А современные 10-классники обращают внимание в первую очередь на то, что она покончила с собой. Это плохо, говорят они, так нельзя. Она ведь могла бросить своего мужа, уехать куда-нибудь, спрятаться, но выбрала самый плохой путь. Осуждают её. Столь же неоднозначное отношение и к толстовской Наташе Ростовой.

– Как вырастить и воспитать ребёнка, любящего свою страну и малую родину?

– Факторов здесь много, но в первую очередь ребёнку нужен наставник, нужно слово взрослого человека. Знаете, за что мне присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»? Меня выбрал в наставники мой ученик – чем-то я запомнилась ему. На открытии Года педагога и наставника нас таких было 12 человек: учитель начальных классов, тренер, директор школы... Каждый оставил что-то хорошее в душе и сердце ребёнка.

Однажды я проводила открытый урок, после которого коллега сделала мне замечание: «Вы на уроках слишком искренни с детьми». А я считаю, что по-другому с детьми нельзя. И ещё: в ребёнке надо видеть взрослого человека и говорить ему всё как есть.

Любить родину

– Что такое патриотизм в вашем понимании?

– На уроках я всегда говорю детям, что патриотизм – это любовь к Родине, а Родина – это мама, папа, школа, дом, двор, друзья, и из всего этого состоит наша большая страна. Не обязательно бить себя кулаком в грудь: можно любить родину «тихонько».

– А как относитесь к «Разговорам о важном» по понедельникам? Помогают ли эти уроки воспитывать школьника патриотом?

– Лично мне нравятся эти уроки: они дают детям возможность больше узнать о своей стране. Только на подробности остаётся очень мало времени. Сначала у нас линейка, на ней мы поём Гимн России, а потом занятие в классе, на которое остается всего 15–20 минут. Мы говорим о семье, дружбе, истории, российской науке, я включаю им видео с сайта «Разговоров о важном», но на дискуссии времени не хватает.

– Общаетесь ли вы с учениками «не по протоколу»? Можете ли запросто поговорить об окружающем мире, искусстве, творчестве, профориентации?

– Общаюсь и могу. Детям из глубинки не хватает общения, поэтому они тянутся к учителю и готовы говорить на любые темы, особенно ребятишки с ограниченными возможностями здоровья. Приходят после уроков, могут поделиться личными проблемами, если им нужно выговориться. Из наших бесед я понимаю, что дома родители с ними не разговаривают.

– Кто сейчас, на ваш взгляд, является наибольшим авторитетом для школьников?

– Семья и родители, даже если они не очень интересуются детьми, даже если семья асоциальная.

– И в заключение: чего жаждет нынешняя молодежь?

– Большинство детей жаждет мира, любви и дружбы.

Досье

Ирина Константинова. Учитель русского языка и литературы школы № 1 посёлка Жарковский Тверской области. Родилась в городке Западная Двина. Окончила Старицкое педучилище и педагогический факультет Калининского (ныне Тверской) госуниверситета. 14 лет работала учителем начальных классов и 23 года учителем русского языка и литературы в средней школе. Указом Президента РФ от 27 февраля 2023 года ей присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Вместе с мужем вырастила сына и растит внука.