Российский историк, педагог, журналист, редактор и общественный деятель. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы». Владелец исторического журнала «Дилетант» с октября 2015 года. С марта 2022 года выпускает программы на YouTube-канале «Живой гвоздь». Родился 18 декабря 1955 г. Москва.
Чернышев А.К. Сегодня представляю три высказывания Алексея Венедиктова:
1. Выравнивание информационной площадки.
Меня часто спрашивают, почему я об одном и том же событии читаю в разных источниках. На что я отвечаю: мне очень важно услышать множество точек зрения на произошедшее событие. Затем я на эти точки зрения посмотрю с позиции теории, а далее, пропуская через свой нравственный фильтр, останавливаюсь на одном из них.
Алексей Венедиктов абсолютно прав в том, что на событие, вышедшее в общественное пространство, он даёт возможность высказать свою точку зрения другой стороне. - 2. Оппонирование власти. Замечательный ответ Алексея: «В принципе, каждое решение власти, от которого зависит жизнь людей, надо подвергать испытанию на прочность».
- 3. О Шойгу. В этом высказывании меня не интересовала то, какую оценку даёт Алексей Сергею Кужугетовичу Шойгу. Меня интересовал принцип, по которому Владимир Путин, как президент России, назначает людей на должности во власти: «Знаете, есть фраза, приписанная Николаю I – «нам не надобны умные, нам надобны верные»
Алексей Венедиктов:
1.Радиостанция «Эхо Москвы» выравнивает информационную площадку.
Владимир Познер. Вы довольно откровенно объяснили позицию «Эха Москвы» в отношении конфликта с Грузией. Вот что Вы говорили: «При мне появился принцип, когда общее информационное поле склоняется в одну сторону, мы совершенно искусственно склоняемся в другую сторону. Если, условно говоря, началось мочилово во всех СМИ Евгения Адамова, значит, наша задача, дать слово адвокату Адамова. Ведь дать слово адвокату Адамова, это не значит брать его сторону». Что это имеет общего с журналистикой, если это принцип. Алексей Венедиктов. «Эхо Москвы» не брало сторону Грузии. «Эхо Москвы давало слово грузинским политикам. И это не называется взять сторону Грузии. Мы не брали сторону Грузии. Более того, мы были единственное медио, которое отключили в Грузии во время войны. Владимир Познер. Вы говорите, совершенно искусственно. Что это такое?Алексей Венедиктов. Это профессиональный ход. Мы выравниваем общую информационную площадку. Мы понимаем, что слушатели «Эхо Москвы» слушают не только нас, поэтому они должны получать всё многообразие точек зрения. Владимир Познер. Я иду на крайний случай. Вот фашизм, нацизм. Вы считаете - в случае чего дать слово защитнику нацизма, когда все остальные поносят нацизм. Это не может быть принципом. Алексей Венедиктов. Нет, это абсолютный принцип. Этот принцип возник при первом главном редакторе Серёже Корзуне, когда «Эхо Москвы» возникло, именно специально давая одну сторону, которую не давало центральное телевидение. Оно так возникло. И если бы у нас сейчас информационное поле было выровнено, то «Эхо Москвы» превратилось в банальную радиостанцию. Мне один мой друг из-за стенки (это Кремль) сказал: «Что ты всё жалуешься, у тебя твой лучший рекламный агент Путин и Медведев. Благодаря им, у тебя такой рейтинг». Телепередача «Познер». «ОРТ», 31 октября 2010 г.
2 Что такое оппонировать? «Эхо Москвы» всегда будет оппонировать любой власти. На следующий день после прихода Бориса Николаевича к власти, которого «Эхо Москвы» безусловно поддерживало, потому что ему никто не давал слова. Наши обозреватели обрушились на него, когда он стал властью. Что его теперь … И вот эта история очень важная, мы всегда являемся оппонентами. Медиа должно быть оппонентом власти. Медиа должны быть представителями своих слушателей, у которых разные политические, эстетические, этические, экономические, культурные и какие угодно взгляды. Это касалось и Ельцина, и Горбачёва, и Путина, и кого угодно, любых министров, не важно какие у нас личные отношения.
Что такое оппонировать? Что значит быть оппозиционным в нашем смысле, не политически. Мы берём решение или заявление власти и испытываем его на прочность, потому что последствия важны для наших слушателей. Мы показываем, что вот здесь будут какие-то для вас позитивные результаты, а вот здесь есть риски и угрозы. Поэтому, если в целом взять наш эфир, то мы оппонируем нашей власти, безусловно. В принципе, каждое решение власти, от которого зависит жизнь людей, надо подвергать испытанию на прочность. Телепередача «Условно ваш» на «Эхо Москвы» с Егором Жуковым 18.03.2020
– 3. А какую реальную позицию сегодня занимает Шойгу? Сергея Кужугетовича я тоже знаю давно, но мы последний год не встречались, и это понятно. Шойгу – чиновник. Сначала он создавал МЧС, потом, если кто забыл, он был губернатором Московской области, и тогда, помню, он за месяц превратился в абсолютного фаната Подмосковья, он грызся с Собяниным, грызся с тогдашним главой АП Сергеем Ивановым. Потом его перевели в армию, и он стал заниматься ей, как умеет.
Шойгу никуда не делся, потому что Путин очень терпим к лояльным людям. Знаете, есть фраза, приписанная Николаю I – «нам не надобны умные, нам надобны верные». И как-то мы выпивали с одним из моих друзей и собутыльников, имеющих отношение к принятию решений, я со смехом ему это напомнил. Так он вдруг так вздрогнул и сказал: «Да, назначают верных, а спрашивают, как с умных». Поэтому Шойгу делает все по мере своего умения.
Но всё-таки кажется, что главным в армии сейчас является генерал Герасимов, начальник Генштаба. Плюс теперь у нас есть командующий объединённой группировкой на территории Украины Суровикин. И у каждого своя роль. Как они эти роли там делят между собой? Наверное, слегка грызутся, допущу я, по поводу решений и ответственности. А может быть, и не слегка. – Вы сейчас в Москве? – Да, конечно, в Москве – а где же ещё? Газета «Собеседник» №41 2022 г Анна Балуева «Может ли Путин нажать кнопку? Да, может.»
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ СЕЙЧАС . В марте 2022 года, вскоре после начала спецоперации России на Украине, «Эхо Москвы» было заблокировано из-за обвинений в публикации дезинформации о текущем положении дел российской армии. Роскомнадзор заблокировал сайт «Эха» и отключил от радиочастоты. На следующий день совет директоров компании принял решение о ликвидации издания. Алексей Венедиктов признался, что редакция давно была готова к такому исходу и продолжает работу в соцсетях и, в частности, на YouTube. «Мы продолжаем работу, и если завтра сотрудники прогуляют работу, то им может грозить увольнение», – заявил он. Сайт «Эха» по-прежнему был доступен через VPN-сервисы. Однако буквально на следующий день Госдума приняла в третьем чтении закон об уголовной ответственности за любую критику в адрес спецоперации на Украине. После этого аккаунты «Эха Москвы» были удалены из всех соцсетей и YouTube, сайт ликвидирован, сотрудники радио продолжили деятельность в Телеграмме. Марина Веселенко. Редактор 4 апреля 2023 г с. Зерновое