К северу от Картинного зала, в Малой анфиладе Екатерининского дворца, размещается экспозиция памятных комнат Александра I. Среди них – Рабочий или Малый кабинет императора, который до Великой Отечественной войны сохранял отделку середины XVIII века. Здесь Александр I занимался делами; на столах располагались книги, карты, планы, письменные и чертёжные принадлежности, тетради, портфели для бумаг и «другие мелочи».
Сейчас в этом зале находятся мемориальные вещи Александра I, которые сохранились в музейном собрании. На письменном столе привлекает внимание подзорная труба на штативе, на трёх фигурных ножках. Она хорошо просматривается на акварели Эдуарда Гау (1875), на которой художник запечатлел убранство этого интерьера – у открытого окна, на высокой подставке.
На корпусе трубы есть гравированная надпись: «Меха: Завед: Гене: Штаба». Механическое заведение при Главном штабе Е. И. В. было реорганизовано в 1821 году из мастерских Военно-топографического депо, которое образовали накануне Отечественной войны 1812 года для выполнения топографических и картоиздательских работ по заказам Военного ведомства. Почти полвека (с 1811 по 1857 годы) мастерской руководил Корнелий Христианович Рейссиг (Cornelius August von Reissig, 1781-1860) – учёный в области механики, изобретатель оптических измерительных приборов, почётный член Императорской академии наук, издатель первого в России атласа звёздного неба. Ассортимент изготовляемых в заведении инструментов был весьма обширным: нивелиры, теодолиты, барометры, бинокли, лупы, телескопы, зрительные трубы, чертёжные инструменты и многое другое.
В XVII веке Англия становится центром производства оптических приборов. Физики, математики и мастера-оптики постоянно совершенствовали модели приборов, они становились всё более точными, компактными и удобными в использовании. Возможно, модель подзорной трубы из царскосельского собрания восходит к английским образцам, которые копировали разные, в том числе российские производители.
Подзорная труба из коллекции музея являлась образцом новейших разработок того времени – полностью выполнена из латуни (а не в громоздком деревянном корпусе, как в более ранних образцах), с выдвижной секцией и ахроматическими линзами, уменьшавшими цветовое искажение. Треножник соединен с трубой шарнирным механизмом для вращения прибора вокруг своей оси и регулировки угла вертикальной наводки; объектив закрывается защитной крышкой; на элегантных складных ножках для установки на письменный стол или подставку. По всей вероятности, труба с подписью мастерской была преподнесена императору в подарок, либо приобретена им на собственные средства. После его кончины в 1825 году «телескоп на треножнике» упоминается в архивной описи личных вещей Александра I.
В память о почившем императоре и брате, по указанию Николая I его жилые комнаты были признаны мемориальными, не подвергались изменениям, и члены императорской семьи в них более не проживали. Все предметы обстановки залов оставались на своих местах до 1941 года. В начале войны подзорная труба в составе личных вещей Александра Павловича была эвакуирована в Сарапул, а по возвращении заняла своё место в экспозиции памятных комнат Екатерининского дворца.
Текст: Екатерина Стадлер, хранитель музейной коллекции «Металл»