Найти в Дзене
Военный на пенсии

Как мы курсантами несли службу в карауле

Здравствуйте. Продолжу рассказ о моей 30 летней службе в армии. Предыдущая статья здесь. В нашем училище было два караула: первый с 5 постами и третий с 3 постами. Второго почему-то не было. На посты назначалось по 3 человека, которые службу несли по 2 часа. Посты так и назывались – «трехсменными». В караулы нас стали ставить сразу на первом курсе, но не всех, а только тех, кто выучил устав на зубок, сдал тесты специальные и не был злостным нарушителем. Ну и не допускали курсантов из республик потому что они разговаривали плохо, да и менталитет у них особый. Проверял знания обязанностей и допускал к несению службы какой-то мужик в гражданском костюме с писклявым голосом, почти женским. Кто-то говорил, что это бывший сотрудник КГБ и голос потерял при допросах шпионов, а другие уверяли, что голос так меняется при импотенции. Очень разные гипотезы, какая из них правда – не знаю. Первый караул Располагался на территории училища. Заступало 20 человек: помощник начальника караула, 2 разводящ
Оглавление
Часовой на посту
Часовой на посту

Здравствуйте. Продолжу рассказ о моей 30 летней службе в армии. Предыдущая статья здесь.

В нашем училище было два караула: первый с 5 постами и третий с 3 постами. Второго почему-то не было. На посты назначалось по 3 человека, которые службу несли по 2 часа. Посты так и назывались – «трехсменными».

В караулы нас стали ставить сразу на первом курсе, но не всех, а только тех, кто выучил устав на зубок, сдал тесты специальные и не был злостным нарушителем. Ну и не допускали курсантов из республик потому что они разговаривали плохо, да и менталитет у них особый.

Проверял знания обязанностей и допускал к несению службы какой-то мужик в гражданском костюме с писклявым голосом, почти женским. Кто-то говорил, что это бывший сотрудник КГБ и голос потерял при допросах шпионов, а другие уверяли, что голос так меняется при импотенции. Очень разные гипотезы, какая из них правда – не знаю.

Первый караул

Располагался на территории училища. Заступало 20 человек: помощник начальника караула, 2 разводящих, 2 выводных на гауптвахту и 15 караульных на 5 постов.

  1. – знамя училища,
  2. – гауптвахта,
  3. – учебная кафедра,
  4. – склад техники,
  5. – автопарк.

Самый важный и самый нелюбимый это конечно же 1 пост. Он располагался на 2 этаже управления училища. Стоишь около знамени на небольшом приступке и даже шевелится надо аккуратно, потому что вокруг всякие большие начальники снуют, внизу на первом этаже, под тобой сидит дежурный по училищу и все слышит.

Стоять 2 часа без движения, то еще удовольствие! Даже ночью никуда не денешься. Конечно садились отдыхать на приступочек, но тоже надо быть осторожным. Только присядешь, слышно, как внизу кто-то крадется. Вскакиваешь, а на тебя дежурный снизу смотрит. «Ага, попался, сидишь значит!» Надо быстро соврать: «Никак нет, наклонился штаны поправить!» Хотя разговаривать тоже нельзя, но он же дежурный, с ним немножечко можно. Несколько раз часовые падали, уснув стоя. Не позавидуешь.

На «губе» (2 пост – гауптвахта) охраняли настоящих зеков и обычных солдат, задержанных патрулем, там же иногда и курсанты сидели, особо отличившиеся. Настоящая тюрьма: железные клетки, на засовы и замки закрытые. В них располагались заключенные; зеки, солдаты, курсанты отдельно по категориям. Входная дверь на "губу" металлическая с глазком закрывалась снаружи. Захочешь – не выйдешь.

Пост №3 кафедра изучения оружия, самое отличное место. Отдельный коридор в здании управления с учебными кабинетами, закрывался снаружи железной дверью. Охраняли только из-за того, что в некоторых кабинетах хранились различные виды винтовок, автоматов, пистолетов и тд. Кабинеты не закрывали на замки и можно было спокойно там спать на партах или стульях. Проверяющий мог прийти, только открыв с грохотом входную дверь. Любой от этого проснется.

Пост №4 склад техники располагался недалеко от нашей казармы. Тоже нормальный пост, если быть внимательным. Днем ты на виду у всех, а ночью можно было в машинах спать, которые в сладе хранились. Я сразу на него попал, в свой первый караул. Первую смену отстоял, вроде нормально. А вот ночью с непривычки очень спать хотелось. Ходил, ходил. Присел на травку, затем прилег. Чувствую кто-то толкает. Глаза открываю, начальник курса стоит, капитан Домарнадский. Он решил посмотреть, как я службу несу. Из казармы вышел, меня не видно. Подошел ближе – не видать никого. Он через колючку перелез и вот сюрприз!

Но так как начальник курса не имел права проверять несение службы часовым самостоятельно, то официально о моем косяке начальству не докладывал. В этом случае могли и отчислить. Но я попал в «черный список» и заступал на этот пост почти год, а он контролировал, пока капитана не уволили за пьянку.

Пост № 5 автопарк, там охраняли только один склад. Он отдельно был отгорожен колючкой. Тоже ни присесть, ни отдохнуть. Постоянно на виду у всех. Даже ночью видно, где находишься, кругом фонари горят. Хотя некоторые хитрицы приспосабливались отдыхать.

Начальник караула хохотал до слез, когда ночью пошел на проверку поста. Смотрит, часовой стоит к нему спиной около ограждения. Он ближе подходит, часовой молчит. Совсем близко подошел, никакой реакции. Он его через колючку за плечо потряс. Спит! Зацепился автоматом и тулупом за колючку и висит! Сообразительный.

Третий караул

Находился за городом в учебном центре, про который я уже писал.

В него я попал только через 2 года и сразу увидел огромную разницу. Заступало всего 11 курсантов: помощник начкара, разводящий и 9 караульных на 3 поста. Кругом лес, начальство далеко, только начальник караула, да один офицер – ответственный на сутки. Лафа!

Посты представляли из себя много старых складов с имуществом огороженных колючей проволокой. Каждый пост огромных размеров, обойти его можно не меньше, чем за 40 минут. Освещения нет, кроме одной лампочки на входе, над калиткой. Ночью жутковато там находиться, все время что-то скрипит, трещит и ухает. Многие рассказывали, что даже патрон в патронник досылали, страшно!

Иногда работала связь по трубке, которую с собой носишь. Надо подойти к столбу и воткнуть штекер трубки в разъем на столбе. В караульном помещении раздастся звонок, и помощник ответит. Таким образом докладывали, что нарушений нет. Но связь работала редко. А из караулки на пост вообще не дозвонишься.

Зимой посты заметало снегом по пояс так, что даже при желании обойти его никак не получалось. Тропинки вообще никто не чистил.

Поэтому на посты ходили редко, при необходимости. А так в основном сидели втроем на «пятачке», небольшой полянкой перед постами. Жгли костер, курили и рассказывали друг другу разные байки. Так и коротали время.

Когда шла смена, то если все в порядке, свистели издалека. А вот если мы видели огни фонарей, а свиста не было, значит проверяющий идет. И все разбегались по постам, быстро потушив костер. Иногда не успевали потушить, но пришедшие с проверкой офицеры и так обо всем знали, но вида не подавали и никому не докладывали.

Однажды начальник караула решил "порядки навести". Настроение видать плохое было, как в армии выражаются «жена не дала», ну и приказал нам с постов каждые 15 минут докладывать. Сказано - сделано. Разместились мы втроем около столба для связи и давай поочередно в караулку звонить через 5 минут. Часов то нет. Откуда мы знаем, когда 15 минут прошло. Затем следующая смена также. Довели начкара до бешенства, ему ни поесть нормально, ни поспать, ни в туалет даже сходить. Постоянно звонят. Под утро сдался, приказал больше вообще не звонить.

Топливо для костра собирали тут-же в лесу, а большей частью ломали ящики, которые хранились на складах. За пару лет от ящиков не осталось и следа.

В склады мы тоже забирались из любопытства. Стены у них были из старых гнилых досок, местами обвалившихся, воротины некоторые оторванные, болтались на ветру. Ремонтировали их редко. На складах было много техники довоенных годов, такие можно было в старых фильмах видеть, да и то она была в нерабочем состоянии. Другое имущество тоже не отличалось новизной. От всего веяло древностью. Короче охраняли хлам!

Примерно в конце 3 курса на 1 пост установили новую вышку: высокую, металлическую, полностью застекленную со входом через люк в полу. Этот шедевр стал новым местом обитания и ночлега часовых. Ветер не продувает, расстелили тулупы на полу, сверху одним укрылись и спать. Так сладко спалось, что частенько смены просыпали. В этом случае снизу в люк стучал прикладом разводящий, будил.

Один недостаток у этого караула был – поздно возвращались в казарму. Пока смену сдашь, на машине приедешь в училище, боеприпасы дежурному по училищу сдать надо, уже время отбоя. Иногда даже к полуночи только успевали. А так очень хороший караул был, не сравнить с первым!

Вот таким образом у нас была организована служба в карауле.

Анекдот в тему:

Часовой на посту ночью слышит идет кто-то. «Стой, кто идет? Пароль?» В ответ «Пошел на х..!».
«Странно – думает часовой – второй год служу, а пароль не меняется»!

На этом прощаюсь! Продолжение следует…