Территория современной Ивановской области, образованная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1929 г., объединила районы трех губерний - Владимирской, Костромской и Ярославской. Подобное соединение трех крупных историко-культурных регионов, обладавших своеобразными местными традициями, обусловило богатство и разнообразие художественного наследия Ивановской области. Эта территория не пострадала от военных действий, чем объясняется значительное число памятников архитектуры, сохранивших не только объемную композицию и фасадный декор, но во многих случаях и убранство интерьеров, в том числе многочисленные фрагменты стенописей и сравнительно большое количество иконостасов 18-19 вв.
Обращаясь к прошлому, следует отметить, что заселение славянскими племенами территории Ивановской области начинается здесь с 9 в., а "окняжение" этого края относится лишь к рубежу 12-13 вв. Этим объясняется сравнительно позднее возникновение городов на данной территории. В 10-11 вв. огромные лесные массивы на территории нынешней Ивановской области являлись окраинными землями Киевского государства, а со времени феодальной раздробленности принадлежат Ростово-Суздальскому княжеству. К этому периоду относится образование здесь первых городов. Укрепленные городки - крепости прежде всего появляются на берегах Волги. Самыми ранними из них были Плес (1141 г.) и Юрьевец-Поволжский (1225 г.) и, упоминаемые в "Списке русских городов дальних и ближних", составленных в конце 14 в.
Одновременно с образованием городов на территории области появляются первые монастыри. Самым ранним из них можно считать Святоозерскую Иверскую пустынь (Фото 1), основанную в кон. 14 в. и позже преобразованную в Святоезерский Спасский Сенегский монастырь (с. Мугреево).
В 15 в. возникают Знаменский монастырь в Лежневе, Николо-Шартомский (Фото 2) и Тихонов Лухский (фото 3) монастыри. К сожалению, мы не имеем возможность судить об их первоначальном архитектурном облике, так как монастырские постройки в этом богатом лесе крае сооружались из дерева и лишь впоследствии были заменены каменными.
В возникающих поселениях, естественно, строились бревенчатые храмы. Различные в типологическом отношении, клетские, шатровые, трех- и пятиглавые, они имели разную композицию - с трапезной, прирубами по сторонам, папертями, у некоторых были шатровые колокольни. В Юрьевце, например, располагалось 17 деревянных церквей. Абсолютное большинство деревянных храмов не дожили до нашего времени. Однако, два храма все же уцелели. Это построенные на рубеже 17-18 вв. деревянные храмы Успения (Фото 4) в Иванове и Воскресения в Билюкове, перевезенная в Плес (Фото 5.).
Это единственные дошедшие до наших дней образцы клетских церквей, некогда широко распространенных на всей территории современной Ивановской области. Простые по композиции, рубленные "в обло" храмы практически не имеют фасадного декора. К их особенностям следует отнести высокие клинчатые кровли, свойственные клетским храмам Верхневолжья.
Самые ранние дошедшие до нас каменные памятники древнерусского зодчества на территории нынешней Ивановской области относятся к середине 17 в. и связаны с монастырским строительством. Это можно объяснить отсутствием на данных окраинных землях крупных городов, имевших, как правило, каменный собор или храм в княжеской резиденции. Уже первые из сохранившихся каменных сооружений - крупные пятиглавые монастырские соборы - демонстрируют различия в архитектуре южных и северных районов.
Соборы Николо-Шартомского (1649) (Фото 2) и Спасо-Кукоцкого (1673) (Фото 6) монастырей, наиболее архаичные по формам, связаны с зодчеством владимиро-суздальских земель.
По своей структуре это четырехстолпные храмы. Их фасады расчленены лопатками на три одинаковых прясла, завершенных полуциркульными закомарами. Регулярно расположенные арочные окна в соборе Спасо-Куцкого монастыря декорированы скромными наличниками-рамками, а в Николо-Шартомском - лишены убранства и помещены в глубокие ниши.
Одним из наиболее оригинальных в конструктивном отношении памятников 17 в. является Успенский собор Золотниковой пустыни (1651) с нарядным фасадном декором, характерным для ростово-суздальских храмов этого периода. (Фото 7).
Воздвиженский собор Тихонова Лухского монастыря (1679) (Фото 8) и Воскресенская церковь в Лухе (1860) (Фото 9) находятся в русле иной архитектурной традиции.
Это двустолпные храмы, центральные главы которых поставлены между столбов, а боковые опираются на взаимно перпендикулярные арочки в угловых частях свода. Такая система использовалась на севере - в вологодских и костромских землях. Менее регулярные фасады имеют характерный для костромских храмов развитый декор, наиболее колоритными элементами которого являются широкие карнизы с поребриком, мелкими нишками и зубчиками и нарядные "наборные" наличники, завершенные перспективными кокошниками и трехрогими коронами. Близка этим храмам Благовещенская церковь в Дунилове (1675) (Фото 10).
По-иному проявляются региональные черты в сравнительно редких по типологии двухэтажных храмах. Преображенская церковь в Кинешме (1694), выстроенная костромскими мастерами (фото 11), - двустолпная, со световой главой между столбами. Характерная черта объемной композиции подобных памятников в приволжских районах - объединение верхнего и нижнего храмов в едином объеме с равными по размерам апсидами.
В 1699 г. возведен единственный сохранившийся в области храм "иже под колоколы" - церковь Ильи Пророка в Тейкове (Фото 12) - небольшой двусветный одноосный четверик с граненой апсидой и миниатюрной трапезной, завершенной высокой шатровой колокольней. В фасадный декор, также характерный для владимиро-суздальского зодчества, введены изразцы.
В последней четвери 17 в. складывается самый распространенный на территории области тип храмов, представляющий собой двусветный бесстолпный четверик, увенчанный одной или пятью главами. Существует несколько вариантов этой композиции, различающихся в основном формой венчания. Наиболее часто встречаются храмы с четырехскатным покрытием или кровлей, уложенной по своду. Самый ранний из них - скромная одноглавая церковь Воскресения в Толпыгине (1670) - архаична по формам (Фото 13). Двусветный четверик, перекрытый поперечным лотковым сводом, скупо декорирован угловыми огибающими лопатками, узким карнизом с пояском поребрика и наличниками-рамочками с полуциркульным завершением.
Более нарядные формы имеет церковь Христа-Спасителя в с. Спасское (1682). Ее широкий карниз усложнен поясами зубчиков, поребрика и маленьких квадратных филенок с круглыми углублениями (Фото 14). Кокошники опираются на консольки, карниз над которыми раскрепован. Характерно несоблюдение вертикальных осей первого и второго ярусов, их свободное расположение, свойственное ряду памятников Костромского Приволжья.
Покровская церковь в Дунилове (1704), относящаяся к варианту двусветных пятиглавых храмов, интересна тем, что ее постамент имеет восьмигранную форму и это связано с владимирской архитектурной традицией (Фото 15). Повышенный интерес к венчанию, применение развитого карниза, усложненного зубчиками и городками, оконных наличников с разорванными фронтонами позволяют говорить о проникновении на местную почву стилистики нарышкинского барокко.
Влияние зодчества Москвы можно обнаружить также в одном из наиболее ярких и оригинальных образцов нарышкинского барокко в области - Преображенской церкви в Писчугове (1702). Симметричная объемная композиция состоит из центрального объема, увенчанного двумя открытыми внутрь восьмериками со световой главкой, к которому примыкают алтарь и западный притвор, также имеющие ярусные завершения (Фото 16).
С той же стилистической традицией связано и появление храмов типа восьмерик на четверике, первый из которых - Успенский собор в Плесе (1699) (Фото 17).
Влияние барокко в полной мере испытало не себе архитектура усадебных храмов и приходских церквей, возведенных по заказу окрестных помещиков в 1750-1800 гг. Преимущественно они строились по типу бесстолпного одноглавого двусветного четверика с граненой апсидой (церковь Смоленская в с. Тюрюково, 1760, (Фото 18-а) или восьмерик на четверике (церковь Николая Чудотворца в Мирславле, 1801) (Фото 18-б).
Наиболее же значительный памятник барокко на территории области - храмовый комплекс в с. Нижний Ландех, в котором главенствует огромный летний храм Рождества Богородицы (1755). Его внутренняя структура продолжает традицию пятиглавых четырехстолпных храмов, а фасадный декор выполнен в стиле, переходном от изысканного плоскостного барокко к раннему классицизму (Фото 19). Стены высокого трехсветного четверика, с крупными арочными окнами, украшенные сильно вытянутыми парными пилястрами, теряют свою материальность, а венчающий карниз, отделенный от лепных коринфских капителей гладкими импостами, кажется парящим в воздухе. Стоящая рядом зимняя церковь Троицы (1785) типа восьмерик на четверике по формам декора ориентирована на Рождественскую.
Подводя итог древнерусскому периоду архитектуры на территории нынешней Ивановской области, можно констатировать, что здесь не сохранилось ни одного памятника, построенного ранее середины 17 в. Причем наблюдается параллельное существование двух архитектурных традиций: костромской, в северных районах области, и владимирской - в южных. Лишь в конце 17 в. здесь начинают ощущаться влияние зодчества Москвы, которое сюда доходит в виде ярусных объемных композиций и декоративных элементов нарышкинского или "московского" барокко.
На рубеже 18-19 вв. все ощутимей становится влияние классицизма. Стилистические черты, переходные от барокко к классицизму, прослеживаются в архитектуре церкви Троицы в Острецове, которая отличается очень высоким качеством (Фото 20). Во владимирских землях первыми памятниками раннего классицизма явились церковь Иоанна Предтечи в Сидоровском (1789) (Фото 21).
К периоду классицизма относится и сооружение большого числа ярусных колоколен, как отдельно стоящих, так и пристроенных к храмам. Среди всех выделяются две отдельно стоящие колокольни храмовых комплексов в Шуе (1810) (Фото 22) и Лежневе (1832) (Фото 23), проектирование которых связывают с именем архитектора Я. Маричелли.
Следует отметить, что высота колокольня Воскресенского собора Шуи составляет почти 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м.). А "изюминкой" лежневской колокольни являются четыре циферблата, помещенные в верхнем полуярусе колокольни под куполом. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп. Примечательно, что часы в настоящее время идут.
Таким образом, конец 18 в. ознаменовался распространением классицизма на территории Ивановского края. Причем наряду с культовыми сооружениями, где четко прослеживается та или иная школа, существуют многочисленные храмы, выстроенные местными мастерами, в стиле которых наблюдается соединение классицизма с элементами более ранних стилей, при этом сказывается влияние местных традиций. В облике храмов могут причудливо переплетаться черты классицизма, барокко и архитектуры посадских храмов 17 в., например, церковь Воскресения в Воскресенском Савинского района (1812) (Фото 24).
С середины 19 в. в русской архитектуре наступает новый этап, связанный с распространением эклектических течений. Основными предпосылками формирования новых эстетических воззрений, отразившихся в строительной деятельности, служил экономический расцвет данного региона, основанный на развитом текстильном производстве, и, как следствие, существование достаточно широкого слоя состоятельных заказчиков - купцов и промышленников, способных поручить проект своего особняка, фабрики, церкви профессиональному архитектору. Это, в конечном счете, становится причиной того, что на большей территории области перестает ощущаться провинциальное запаздывание стиля.
Самые ранние проявления эклектики в этих местах связаны с культовым зодчеством - строятся храмы в "византийском стиле" в духе проектов К.А. Тона и высочайше рекомендованных в качестве образцовых. Например, русско-византийский стиль нашел отражение в архитектуре построенной в усадьбе Преображенское (Южский район) одноименной церкви, где были воспроизведены основные черты православных храмов соборного типа: пятиглавие, четырехстолпие, членение стен на прясла (Фото 25).
Таким образом, к рубежу 19-20 вв. особую популярность обрел русско-византийский стиль. Его нарядные и представительные формы особенно часто использовались при строительстве крупных храмов, которым надлежало стать центрами рабочих поселков, промышленных сел или крупных городских районов. В 1898-1903 гг. в Иваново-Вознесенске возводится церковь Спаса Всемилостивого, чей проект по заказу местного фабриканта А.И. Гарелина выполнил Ф.О. Шехтель (Фото 26).
Крупный пятиглавый храм был одним из самых богатых в городе. Его фасады, прорезанные сгруппированными по три большими арочными окнами в массивных обрамлениях, членились пластичными пиастрами и были украшены мозаиками. Интерьер украшали росписи учеников Строганского училища, мраморные иконостасы с позолоченными бронзовыми деталями и паникадила по рисункам Шехтеля. Разрушенная в 1930-е гг. церковь являлась интереснейшим образцом раннего периода творчества выдающегося русского зодчего.
Черты этого стиля в разной степени присутствуют в архитектуре собора Воскресенско-Федоровского монастыря в Сергееве (1905) (Фото 27), церкви Христа Спасителя в Седельницах (1910) (Фото 28) и храмах, возведенных по проектам П.Г. Бегена в Иваново-Вознесенске и Лежневе.
В небольших сельских приходских церквах, выполненных из кирпича в лицевой кладке в стиле неоклассицизма, формы модерна оригинально сплавляются с формами русского стиля. Подобные храмы воспроизводят традиционный тип с бесстолпным, как правило, пятиглавым четвериком, пониженной апсидой, маленькой трапезной или притвором и невысокой двух-трехярусной колокольней (с. Корзино, 1902) (Фото 29).
В начале 20 в. создаются исключительно яркие и оригинальные произведения по проектам известных мастеров. В 1911 г. по заказу и на средства фабриканта И. Кокарева в фабричном селе Тезине (Вичуга) по проекту И.С. Кузнецова возведен огромный краснокирпичный храм Воскресения (Фото 30). В его архитектуре со всем артистизмом, свойственным модерну, стилизованы формы Успенского собора в Москве, а в высокой колокольне угадывается образ колокольни Ивана Великого. Не имеют аналогов в русском зодчестве украшающие фасады здания изысканные по цвету огромные майоликовые панно с фигурами святых и изображением памятников.
В 1900-09 гг. в Иванове по проекту архитектора П.Г. Бегена, бывшего в это время владимирским губернским архитектором, создается ансамбль церкви Введения (Фото 31). Гигантских размеров краснокирпичный храм, включающий двухэтажный дом причта, ворота и башенки на углах, отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна.
Подводя итог статье можно заключить, что на территории области отсутствуют древние памятники культового зодчества, самые же ранние датируются 17 в. Наиболее активное храмовое строительство приходится на период 19-20 вв., что совпадает с временем бурного экономического развития региона. В этот период строятся большое количество культовых сооружений с необычайным разнообразием типов, активных стилистических поисков. В то же время, преобладание сельских торгово-промышленных поселений над городскими, малое число дворянских усадеб, служивших зачастую проводниками новой стилистики, определили особый традиционализм и некоторую архаичность данного региона. Этому же способствовало расселение здесь с 60-х гг. 17 в. старообрядцев - хранителей обычаев, в том числе и архитектурных.
Список использованных источников.
1.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 1. - М.: Наука, 1998.
2.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч 2. - М.: Наука, 1999.
3.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000.