Найти тему

Что лучше: бить по мешку или лупить воздух

Вроде бы вопрос выглядит дурацким. Какой толк молотить воздух? Конечно, надо бить мешок. Хотя в боевых искусствах значительная часть подготовки – это отработка техники «по воздуху». На самом деле за этим вопросом скрыта очень серьезная тема подготовки бойца.

Речь идет о двух разных методах подготовки и техники. Это Объектная подготовка и Пространственная подготовка.

Объектная – это работа с объектом. То есть берем конкретное что-то или кто-то – и вот его и будем лупить, с ним и будем воевать. Боксерский мешок или груша – это объект. Макивара – это объект. Всякие манекены – это объекты. И конечно объектом будет спарринг-партнер, соперник на соревнованиях и противник в реальном, уличном бою.

Неким эталоном объектной подготовки является бокс. Суть объектной подготовки сводится к тому, что надо «взять в прицел» объект, сфокусироваться на нем и дальше начинается бой. Поскольку нашим противником будет человек, то и вся тренировка завязана на человека. Противник – это объект, и как объект он вполне себе самостоятелен. То есть свободен в своих действиях и методах ведения боя. В спорте свободен в рамках правил, на улице просто свободен в беспределе. И задача бойца научиться формировать свои действия в соответствии с действиями противника, который свободен и тоже хочет победить. Короче, все как в боксе.

Бокс потому и эффективен, что он четко привязан к конкретному объекту и ведет бой с этим объектом, все время удерживая его с зоне своего внимания и реакции. А объект – это и есть человек. То есть все просто и конкретно.

Другая часть объектной тренировки – это работа на контакт с различными предметами. Боец осваивает процесс столкновения своих конечностей с предметами. В боксе – это столкновнение с мешками, манекенами и другими снарядами для постановки ударов. Необходимо иметь подготовку в сфере столкновения ноги или руки с каким-либо объектом, причем такого столкновения, при котором объект должен пострадать, а своя конечность нет.

Поэтому в итоге объектная подготовка состоит из двух разделов. Первый – это умение действовать, вести бой в условиях сложного, неудобного и сопротивляющегося объекта (противника). Второе – умение наносить разрушающие объект контактные удары с сохранением своих конечностей.

Эти два требования накладывают свой отпечаток на технику ведения боя. Она будет такой, какой мы ее видим в различных контактных спортивных единоборствах, в том числе включая такие, где нет уже никакой защиты рук, ног и головы.

А вот, если взять каратэ, к примеру. Есть ли там объектная тренировка? На уровне противника – нет, если нет свободных поединков. Всякие Бункаи и прочая парная работа по сценарию не являются объектными тренировками, потому что партнер не свободен в своих действиях. Работа с макиварами, разбивание предметов – являются объектными тренировками лишь частично, потому что не соответствуют телу человека, который есть основной объект.

Объектность – это главная сила бокса и других контактных единоборств, и это слабость многих стилей БИ.

Другой вид подготовки – Пространственная. В ней учатся работать не объектом, а с пространством. То есть внешне это выглядит как бесконтактная работа по воздуху. Это добра в каратэ, ушу и других восточных стилях – вагон и маленькая тележка. Да и боксе есть такая фишка как «бой с тенью». Но боксерский «бой с тенью» не является Пространственной подготовкой, потому что он даже в воздухе все равно ориентирован на объект.

Что касается каратэ и ушу, то у них с Пространственной подготовкой тоже проблема. Она только частично Пространственная. Поскольку очень много «пустых» движений, которые и с пространством ничего не делают, и на объект не направлены, а всего лишь отрабатывают некую технику, что относится совсем к другому виду подготовки.

Первая часть Пространственной подготовки – это «Воздух». Это именно работа по воздуху и ничего более. Ее смысл - научиться правильно генерировать движения, удары и блоки. То есть правильно стартовать и выдерживать правильную траекторию при условии высокой скорости. То есть это постановка техники. Но постановка пространственной техники.

Пространственная техника – надо уметь пространство «заполнять», «перекрывать», «освобождать», «рубить», «резать», «протыкать», «рвать». Поэтому большинство ударов из каратэ и ушу здесь просто не подойдут из-за «непространственных» траекторий движений.

Когда-то у меня тренировался бывший ДШБ-шник с редкой подготовкой. Все признаки каратэ, но ничего общего с традиционными школами. Он тренировался с обмотанным деревом и с партнерами. То есть у него была объектная подготовка. Когда мы с ним начали ставить пространственные удары по воздуху, он сказал: «Я начал чувствовать объем, теперь я вижу, что справа-слева, раньше ничего не видел, кроме как перед собой».

Вторая часть подготовки – «Вода». Это уже специальная метода со своими упражнениями, задача которой сделать движения в пространстве такими, как если бы они шли в воде, и вам пришлось бы преодолевать воду.

Третья часть подготовки – «Земля» (камень). Это метод прохождения сквозь землю (почву), камень и т.п. твердые предметы.

При обычной системе подготовки в БИ сначала ставят технику в воздухе, а потом пытаются ее адаптировать к контактным поверхностям. Для этого и стучат по макиварам, мешкам и т.п. При правильной Пространственной подготовке стучать по мешку, например, уже не нужно и даже не интересно, поскольку нагрузка при движении значительно больше, чем та, которая возникает на мешке.

Итогом Пространственной подготовки должен стать «Огонь». Когда руки и ноги становятся подобный фантастической «Огненной плети», которая разрубает любые вещи. Смысл пространственных ударов – энергия при ударе сама собой нагнетается в руки и в ноги в больших количествах, и именно эта энергия потом все и ломает при очень легком и быстром ударе.

Признаки роста подготовки в этой сфере – это звук. В фильме «Человек, который убил сёгана» (там самурай весь фильм ходит с коляской с ребенком) были такие слова: «Когда твой меч входит в тело, раздается звук подобный зимнему ветру». Так вот, если взять, например, и ударить ребром ладони, то должен раздаться такой звук.

Кто смотрел всякие киношки гонконгские про ушу, то там каждый удар сопровождается звуком. На самом деле это не киношники придумали. Звук возникает по факту, когда в руке или ноге есть энергия, и эта энергия двигается. Если энергии нет – звука не будет. Это легко проверить самому. Особенно звук становится сильным ночью.

В общем я изложил кратко и не все, конечно. У многих будет масса замечаний по объектной техники. Типа там много чего не учтено. Это правильно и не правильно.

На самом деле всего 12 видов подготовки и техник с методами ведения боя. Подготовки: информационная, объектная, пространственная, временная, зависимая, ситуационная и т.п. Поэтому часть вопросов, которые якобы были упущены, на самом деле относится к другим видам подготовки.

Есть, например, силовая подготовка. И она ничего общего не имеет к тасканию гирь и штанги.

У Временной подготовки также система ударов будет отлична от объектной и пространственной.

К чему такие сложности и зачем это все надо знать. Все дело в муравьях. Муравьи тащат соломинку всем скопом. Но это только на первый взгляд. На самом деле каждый муравей тянет соломинку на себя. В результате муравьи с одной стороны соломинки тянут и соломинку и муравьев с другой стороны соломинки, которые только мешают.

Система подготовки в разных стилях в большинстве случаев винегретная. Разные направления в подготовке перемешаны жутким образом и часто просто мешают друг другу. Тоже самое происходит и в бою. Зная чистые варианты техники и подготовки, можно в краткие сроки вырваться вперед в каком-нибудь умении по сравнению с остальными. А это уже преимущество в бою.

Ну и демонстрация результатов Пространственной техники (1 мин 38 сек):

https://www.youtube.com/watch?v=odYqo4ea-rE