Найти в Дзене
Бирмару

31. Иностранный туризм в России

Иностранный туризм имеет две составляющих Первая – это образ страны в глазах жителей других стран. Не секрет, что в отношении царской России и СССР последовательно формировался негативный образ северной недемократической ксенофобской к иностранцам страны. Многих туристов ждет настоящий культурный шок, когда они оказываются в Москве - одном из лучших мировых мегаполисов. Вторая – экономическая. Еще совсем недавно туризм был крупной статьей экономики многих стран, обеспечивающей значительную часть ВВП страны.

В конце 2019 года исследование аналитического центра НАФИ, проводимое в 27 странах, выявило следующее. 63% жителей Европы старше 18 лет на тот момент путешествовали за рубежом. По данным Евростата, Россию как направление выбирали 3% путешествующих за рубеж европейцев, и 90% из них остались довольны поездкой. Те 10% путешественников, кто остался недоволен поездкой, в основном вспоминали неразвитую инфраструктуру, неприветливость россиян в отношении туристов и неуверенность в безопасности поездки.

По данным Всемирной туристической организации при ООН 2019 года Россия находилась на 16-м месте среди самых посещаемых стран и 9-е место в Европе (24,3 млн туристов в 2017 году). По данным Росстата, 42,1% из общего числа иностранных туристов - граждане стран дальнего зарубежья, а 57,9% - приходилось на граждан стран СНГ. Из дальнего зарубежья в России более всего приезжают туристами граждане государств (данные за 2018 год):

  • Китай — 1,256 млн человек
  • Германия — 0,451 млн человек
  • Южная Корея — 0,342 млн человек
  • США — 0,227 млн человек
  • Израиль — 0,163 млн человек
  • Италия — 0,126 млн человек

Лидирующие позиции среди регионов России традиционно у Москвы (Кремль, Красная площадь, Новодевичий монастырь и Церковь Вознесения в Коломенском), Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Кунсткамера, Мариинский театр, Российская национальная библиотека, Русский музей, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект). 70% размещений всех въездных туристов в Россию приходилось в 2018 году на Москву и Санкт-Петербург — 4,8 млн и 3,75 млн.

А вот на третье место сумел подняться Приморский край. Достичь таких результатов краю удалось с помощью активного развития круизного туризма, наличия игорной зоны «Приморье», проведения ежегодного Восточного экономического форума, оформления электронных виз для иностранных туристов, а также благодаря привлечению иностранных авиакомпаний. Важное значение имеют национальные парки «Зов тигра», «Удэгейская легенда», туристический кластер «Пидан», действует Палеодеревня, строится русский исторический парк «Изумрудная долина». Основные страны – поставщики туристов – это Китай, Корея и Япония.

За Приморским краем идут Московская область, Краснодарский край, куда едут иностранные туристы из ближнего зарубежья за его морем, пляжами и здравницами, далее Калининградская и Нижегородская области. Следующее место в рейтинге получил единственный Приволжский регион, вошедший в первую десятку национального рейтинга – Республика Татарстан. Основными центрами притяжения туристов в республике являются три объекта, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Казанский Кремль, древний город Болгар и Успенский собор на острове-граде Свияжск.

На тот период вклад туризма в ВВП России составлял 3,5%, но планировалось увеличить его до 6%, а в рейтинге Всемирной туристской организации ООН Россия должна была войти в первую десятку популярных туристических направлений. По сфере иностранного туризма серьезный удар нанесли сначала карантинные меры против COVID-19, а затем конфликт на Украине.

Ограничения в сфере туризма, в том числе связанные с пандемией COVID-19, негативно отразились на отрасли, количество иностранцев, въезжающих в Россию с 2019 по 2022 год, сократилось в 25 раз – с 5 миллионов человек до 200 тысяч. Значит ли это кризис туристической отрасли? Нет.

Во-первых, нужно компенсировать это выпадение ростом внутреннего туризма. Во-вторых, есть страны, в которых интерес к России растет. Это и Восточная Азия, и Латинская Америка, и арабские страны. Для этого нужно переориентироваться на другие группы иностранных туристов, поскольку интересные для туристов достопримечательности России никуда не делись – ни дворцы Петербурга, ни гейзеры Камчатки, ни Золотое кольцо, ни полярное сияние Мурманской области, не говоря уже о Байкале.

-2

Интересны рекомендации специалистов по совершенствованию туристического сервиса. Китайские туристы предпочитают путешествовать "по классике": едут только в Москву и Санкт-Петербург. Еще у них пользуется спросом Приморье, там востребованы короткие сити-брейки и визиты в игровую зону под Владивостоком. Вопреки ожиданиям Ульяновск не стал особо популярным, хотя это одна из остановок "Красного маршрута", посвященного Ленину. А вот туристы из Латинской Америки обожают часть нашей истории, связанную с коммунистическим прошлым. "Специально для них мы заказывали сувенирные буденовки и даже организовали встречу с представителями партии КПРФ", - говорят в "Интуристе". Туристам с Ближнего Востока важно показать красивые мечети, достопримечательности мусульманских регионов, познакомить их с местными блюдами халяльной кухни. Гости из стран Персидского залива редко путешествуют в группе, чаще - большими семьями до десяти родственников. Предпочитают они не столько музеи, сколько парки, потому что приезжают из государств, где большую часть территории занимает пустыня. Интересно, что и вьетнамцы, помимо классических объектов, тоже хотят в загородные резиденции и на экофермы. Для индийских туристов принципиальна специальная вегетарианская кухня. "Для клиентов из Индии мы организуем обслуживание только в национальных ресторанах". Впрочем, как и для гостей из Израиля, которые требуют кошерное меню.