Найти тему

АРХИП КУИНДЖИ

Серпантин представлял из себя месиво из склизкой, еще не просохшей от зимы земли и снега. Водитель с раскуроченным шрамами лицом сел за руль и DUSTER тяжело переваливаясь по комьям грязи медленно пополз вверх по одноколейке.

Натерпевшись страху улететь в кювет из-за встречных автомобилей, я расцепила руки и с облегчением вздохнула, когда машина вырубила на последний поворот серпантина.

А началось всё с моего желания поехать в Грузию. Я юзала интернет в поисках информации и мест, которые я хочу увидеть в этой стране. А подруга прислала фото крошечной церквушки на фоне Казбека и я пропала. В мае, как сказала мне симпатичная гид на Казбек не ездят. Снег, не проехать. Это сейчас 400 метров вверх по серпантину можно проехать по новой уложенной дороге, а тогда была грунтовка. Но, месте моей суждено было сбыться. Посмотреть Гергети к ней напросились два араба и румын. Меня усадили рядом с водителем, мужчины на заднем, и мы поехали по Военно-Грузинской дороге к цели нашего путешествия.

Пожилой водитель покачал головой в ответ на моё восторженное желание увидеть Казбек. Сказал, что Казбек не всем показывает свою макушку. Я скрестила пальчики.

И вот машина перевалив через небольшой пригорок вырулила на площадку. Я замерла. Крошечная церквушка на фоне стены из гор. Поляна перед ней с едва пробивающийся весенней травкой. Коричневая стена из гор с белыми, снежными шапками. Тени от проплывающих облаков. А с другой стороны Казбек таинственно прятал свою вершину, укутавшись в них.

Взяв платок, я вошла в церковь. Намоленное место. Ощущение, что именно она хранит, охраняет это место, спасает от бед. Постояла на краю обрыва, вглядываясь в поселочек далеко внизу, стараясь впитать ощущения от этого места как можно ярче.

КАЗБЕК

Я прошлась вдоль обрыва и обернулась на Казбек. Облака стали почти прозрачными и вот из-за них мелькнула вершина. Эти слова водителя, показавшая макушка горы, церковь - наполнили меня радостью. Именно это ощущение, словно протянутую сквозь пространство времени нить, я поймала в картине Архипа Куинджи. Вечное спокойствие гор, в масштабе которых человек - соринка. Одна из множества соринок, которые составляют ее недра. И каждая на своем месте, каждая - частичка этой невероятно огромной горы.

На обратном пути мы остановились где-то наверху серпантина. Ветер, сверкающий снег. Южане никогда его не видели. Весело было наблюдать их детский восторг.

Художник второй план почти пропустил, сделал деликатный намек, что он есть. Погрузил его в дымку, словно в тень от большой горы. Именно такое впечатление высоты, пустоты и глубины пространства между хребтами остается от этого места. Змейка серпантина, домики, крошечное озерцо. Все это далеко внизу. Словно человек и есть та самая гора.

В картине создается ощущение и холода и горячего солнца за счет теплого по колориту, даже горячего фрагмента скалы, нагретого лучами и далеких, напоенных холодом гор. Пропущенный второй план наполняет пространство холодным воздухом.

Полупрозрачное наложение краски с просветами создает ощущение легкой облачной дымки.

Эльбрус. Архип Куинджи
Эльбрус. Архип Куинджи

ПОСЛЕ ГРОЗЫ

А здесь уже другое ощущение. Картина экспрессивная, декоративная. Построена на отношении двух цветов: желтого и синего. Где вроде бы зеленая трава - если закрыть рукой верх и низ картины и смотреть отдельно - становится практически желтой в отношениях с ярким, можно сказать почти кислотным синим. Но тем и прекрасен Архип Куинджи, что умеет при всей броскости его произведений, соблюдать цветовые отношения и укладывать их в тончайшее цветовое отношение, которое не дает произведению распасться на оставляющее, а зрителю отвести глаза.

Еще один интересный прием - крупные, видимые мазки на первом плане - при тончайшей растяжке фона. При этом облака по цвету делят зримо картину на три плана и поддерживаются пространством падающей тени, света, холмом с деревенькой вдали. Крупные мазки на переднем плане и тонкая растяжка на третьем дают зрителю додумать, дофантазировать детали.

После грозы. Архип Куинджи
После грозы. Архип Куинджи

РАДУГА

Хочу отметить нежность этой картины. Впрочем, здесь художник пустил как бы рассеянный луч света. Все же старые мастера и их прием с рассеянным светом сверху работает и в картинах Куинджи. Он достаточно часто использовал в своих работах.

Радуга. Архип Куинджи
Радуга. Архип Куинджи

ЭЛЬБРУС

Интересно, что композиционно эта картина сделана так же как и картина Казбек. Освещенная скала на переднем плане, дальний план - Эльбрус. Но вот средний план вырывается вперед, как основное звено цепочки. Как главный герой. Мне кажется работа менее удачной. Она и по цвету смотрится более жестко для глаз. Плюс скала на переднем плане смотрится чуждой и отвлекает внимание. Кажется, что художник ее включил в последний момент. А произошло это из-за композиционной ошибки. Прикройте скалу пальчиком, и вы увидите, что пространства внизу слишком много. Хочется кусочек низ отрезать. И, кстати, гора без этой скалы смотрится именно главным героем.

Скала "прилипла" за счет обводки ее края к картинной плоскости и перенесла центр тяжести на средний план с солнечным лучом, скинув Эльбрус с пьедестала.

Эльбрус. Архип Куинджи
Эльбрус. Архип Куинджи

ДАРЬЯЛСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Здесь я немедленно вспомнила выставку Константина Богаевского - ученика Архипа Куинджи. В основном потому, что у Константина в живописи тема Светила, будь то Луна или Солнце, красной нитью через многие его произведения. И если в литографиях, акварелях Богаевский создал свой волшебный мир Киммерию, то здесь мир не менее таинственен. Кажется, что само это место не существует, оно где-то летит во Вселенной через пространство. Горы, скалы становятся прозрачными и непрозрачными одновременно. Призрачный свет от Луны побуждает проникнуть за эту стену из камня и земли и попробовать узнать, что же там такое находится внутри.

Такое ощущение создается за счет общего цветового фона - подмалёвка. Используя цвет подмалёвка, художник тонкими мазками формирует "рельеф" гор. Снова можно проследить разделение на планы по тону.

Интересный момент можно увидеть, если приглядеться к контурам гор сверху. Возможно это дефект фотографии, но ощущение, что горы прилипли к небу. Даже эффект аппликации: словно наклеены поверх. Такое часто бывает, когда есть понимание, что ближе, что дальше, но нет решения, как это сделать в живописи. В этом случае рисунок (картина) смотрятся словно вырезанными.

Дарьялское ущелье. Архип Куинджи
Дарьялское ущелье. Архип Куинджи

Татарская сакля в Крыму (??????) Архип Куинджи
Татарская сакля в Крыму (??????) Архип Куинджи

В этих двух картинах используется интересных прием разных мазков. В описанных выше картинах он проявлен в меньшей степени. А в этих двух - достаточно отчетливо.

Еще раз напишу про плиссировки. В картине выше с деревней, отчетливо можно увидеть лиссировочные слои. И в довершение, мазками на освещенной плоскости достаточно корпусно художник сделал детали.

ЛЕСНОЕ БОЛОТО

Картина Лесное болото хоть и вызывает у меня вопросы по поводу перекрытия красного зеленым - получается грязновато.

Но результат же достигнут!

Болото именно за счет этой красно-зеленой "грязьки" и получилось. Картина выглядит декоративно за счет контрастирующего неба. Небо подчеркивает желто-зеленую поверхность болота и спорит в акцентах с бьющими в глаза красными стволами деревьев. Такой бьющий контраст создает напряжение в этой картине.

И обращаю ваше внимание на мощные, фактурные мазки на переднем плане, которые добавляют еще больше эмоциональности. Словно художник писал тонко и в конце уже бах, бах жирной кистью сбил гладкую поверхность и спас картину)

Лесное болото. Архип Куинджи
Лесное болото. Архип Куинджи

#куинджи #мастераживописи #художник #живопись