Найти тему
LIL_myday

Евдокия

Фото из интернета (свободное размещение)
Фото из интернета (свободное размещение)

Сашка был обычным парнем из деревенской семьи. Отец трактористом работал в колхозе, мама учителем в сельской школе. У Сашки были младшие братья и сестра: Миша, Слава и Оля. Детки росли ладные и смышлëнные, озорничали иногда,. Отец старался их воспитывать в строгости, но с годами всё чаще стал прикладываться к бутылке. Из-за этого часто упрекала тёща и зятя и дочь свою:
- Говорила я тебе, Нюра, выходи замуж за Елисеева, как у Христа за пазухой будешь! А ты мне что? "Не люблю я его мама! Вот, Серёжка мне по сердцу! С ним стану счастливой!" А ты, балда, чего налакался уже с утра, к вечеру лыка не вяжешь уже!  Посевную закончили? А дома кто работать будет?
А зять и не смел с ней спорить, толку-то? Оправдываться пытался, но всё равно виноват останется. Так и терпел, да глаза отводил в сторону, от греха подальше. Бывало и хлестала полотенцем его тёща, Евдокия Ивановна, но не мог Сергей с бабами драться. Сам знал, что виноват он!
Потом Нюра успокаивала мать, та и уходила к себе домой, наведя в доме дочери свои порядки. Дочь тоже с матерью не спорила. Мать на всю округу слыла шумной, сварливой женщиной. Бывало, как сцепятся с бабами у фермы, на всю деревню слыхать было! Не любили её в деревне, а всё же прислушивались, потому что правду она всегда говорила. И знала ведь, как задеть побольнее.
На долю Евдокии много бед выпало. Родилась она сразу после войны. Кругом голод, разруха, планы,  страна, которую надо поднимать из пепла. Женщины работали и за себя и, зачастую, за мужиков. У многих мужчины не вернулись, а были те, кто вернулись, да работать не могли после тяжёлых ранений. Тяжёлое время для женщин и для детей. Дети в ту пору рано повзрослели, взрослую работу на себя взвалили. А, как же! По-другому нельзя было. В деревне всегда работы много было. Детей часто отправляли работать в чужие семьи, чтоб потом и твоей семье помогли, например, на сенокосе. Только зимой могли люди немного отдохнуть и перевести дух.
Евдокия рано замуж вышла, чтоб переехать к семье мужа, чтоб родителям полегче жилось, ведь детей было семеро, она старшая.
Родив троих детей, одного за другим, рано одна осталась. Муж работал в лесу, дрова заготавливал для колхоза, его деревом придавило и помочь не успели. А после сказали врачи, что пусть лучше так, а-то бы ухаживать пришлось всю оставшуюся жизнь.
Дети маленькие были, есть нечего, свекровь невзлюбила с самого начала Евдокию, потому как другую невестку для сына присматривала. Хотела свататься к дочери председателя, потому как хорош собой сын был, трудолюбив. Сын её мнения не разделил, и взял в жены, по своему усмотрению, девушку, которая ему приглянулась.
Оставшись без мужской помощи по дому, многому пришлось Евдокии научиться. А вечно недовольная свекровь сделали из неё старуху, тоже постоянно ворчащую, не видящую ничего хорошего в жизни. А смотреть и некогда было. Нужно детей на ноги поднимать. Ещё тяжелее стало, когда свекрови не стало- она ведь за детьми присматривала, пока Евдокия на работе была.
Хотела она ещё раз счастья попытать для себя и отца детям найти. Сошлась с одним вдовцом, но он *ить стал, её и детей в страхе держать. Собралась с духом, прогнала его и решила для себя, что лучше одной, чем с таким мужиком.
Вот, с тех самых пор и закалился характер Евдокии Ивановны до такой степени, что многие её считали сухой и жёсткой женщиной.
Когда родились внуки, она, конечно, немного оттаяла, но если только совсем немного. От внуков она требовала по всей строгости: чтоб отметки из школы только хорошие, чтоб любую работу выполняли только на совесть, со всем усердием и старанием.
По её словам, дочь в отца уродилась, слабохарактерная и мягкая. Потому и мужа распустила.
Внуки бабушку побаивались, но уважали.  Сашка чаще всех с ней общался и совета спрашивал. Бывало и просто просил ее рассказать истории из жизни.
И вот, в очередной раз пришёл внук к ней помочь по хозяйству и поговорить.
- Бабушка, здравствуй. Мне бы посоветоваться. Не знаю, как поступить.
- Саша, что случилось?
- Я в этом году школу заканчиваю. Ребята предлагают вместе ехать в город учиться. Страшно, с одной стороны, но хочется. Что я тут, в деревне, вижу? А если, не получится? Стыдно вернуться будет.
- Учиться- это дело хорошее. Едь, не затягивай. Ты молодой, тебе все дороги открыты. Ладно, мы, приросли уже здесь...
Евдокия задумалась ненадолго. Ушла в другую комнату, вернулась и подала внуку немного денег, завернутых в газету.
- Вот, это тебе подъемные. Здесь не так много, но всё же на первое время хватит. А дальше сам.
Сашка был очень удивлён и в то же время благодарен. Бабушка их не особо баловала подарками, а уж деньгами и подавно.
После ухода внука, женщина молча сидела в темноте и смотрела в окно, перебирала в голове всё, что произошло с ней. В её молодости некому было помочь, сама рано пошла работать. Годы молодые мимо пролетели, будто и не она это была.
Хотелось, чтобы у внуков всё сложилось иначе.
Проводили Сашку всем семейством. Даже отец был в нормальном состоянии. Соседа, деда Антипа попросили и он на телеге отвёз на вокзал в райцентр.
После сашкиного отъезда всё чаще стала Евдокия вспоминать прошлое. Местами горькое и сложное для понимания чужого человека.
Время летело очень быстро и, вот, уж не Сашка, а Александр Сергеевич, приехал домой в отпуск. Теперь он был молодым специалистом, которого уважали, с мнением которого считались даже опытные мастера на производстве.
Отец к тому времени умер от серде*ного приступа, а мать ненадолго его пережила, так она скучала по мужу. Сама слегла и врачи не смогли помочь- разводили руками.
Приехал он не просто так, а хотел представить своей семье избранницу. Важнее всех, для него было мнение Евдокии Ивановны. Не знал, как встретит бабушка , волновался очень. Последние сутки совсем не спал.
На пороге дома, слегка покосившегося от времени, уже встречала Евдокия Ивановна. Время её не пожалело, стала она ниже ростом, глаза плохо видели, движения были медленные и видно было, что тяжело старушке.
Но всё же нашла она силы встать пораньше и напечь пирогов и ватрушек к приезду внука. Обнимала при встрече, слез сдержать не могла, а руками высохшими и жилистыми прижимала к себе Сашку, старшего внука, не по годам серьезного и шустрого когда-то мальчишку.
Уже сидя за столом, старушка живо интересовалась, как устроился Саша в городе, какие планы на будущее у них с невестой.
- Да, всё хорошо, бабушка. Купили квартиру просторную, в новом районе, готовимся к свадьбе потихоньку. А приехали не просто так, вот, по какому делу...
Евдокия напряглась, что внук не просто так приехал её навестить и невесту показать. В голову Евдокии прокрались не очень приятные мысли. Другие внуки предлагали уже продать дом и переехать в дом престарелых. С этим Евдокия была не согласна.
- И что же за дело тебя привело в такую даль? Неужто по телефону не поговорить было тогда?
Лицо Сашки просияло:
- Поехали с нами, бабуля! У нас места много, удобства все есть, всё рядом: и поликлиника, и магазин и парк рядом! И комната у тебя будет отдельная, там из окна такой вид открывается!
Евдокия поняла, что плохо подумала о своём внуке. Но очень изумилась:
- Да, как же это? Зачем мне, старухе, вам молодым мешать?  Да и дом, ну, кому я его оставлю. Только уеду, развалится совсем ведь. Да, и к земле тут ближе, огород опять же..
Тут вмешалась Ирина, невеста Сашкина:
- Евдокия Ивановна, миленькая! Так вы здесь совсем одна, а там с нами всё веселее будет! Детки пойдут, гулять с ними по парку будем с вами. Здоровье поправим ваше опять же. А для посадок у нас дача есть, всего полчаса езды от дома.
Сашка и Ирина стали показывать бабушке фото их квартиры, их дачного участка, в надежде уговорить бабушку.
Евдокия Ивановна сидела молча, лишь слезы потихоньку текли по щекам. Она даже не понимала от чего больше, от понимания своей немощности или от радости, что не забыл её внук- вон, как уговаривает.
Наконец, сдалась она под уговорами внука и его невесты. Вот, уж вещи собраны и скоро поезд. Больше всего, она переживала, за вещи, что не с ними на поезде, а отдельно, транспортной компанией, увезли. А вдруг потеряют что-то?
Но все переживания оказались напрасными и расставание с вещами, которые хранили память времени было недолгим. Особенно, она берегла альбомы с фотографиями и пачку открыток, перевязанную лентой.
Жизнь шла своим чередом, очень скоро Евдокия привыкла к городской жизни, привыкла к удобствам и прогулкам по парку.
И, вот, она неспеша катит коляску с правнучкой по парковой дорожке. Вот, первые слова Аленки: мама, пара, баба.. И слезы снова обжигают щеки, только от радости, от радости и умиления. И теперь уже правнучка просит рассказать истории из жизни и Евдокия Ивановна с радостью рассказывает всё, что помнит..

-2

Подписывайтесь на канал LIL_myday и благодарю за ваши лайки и комментарии!😘