ВНИМАНИЕ! Есть спойлеры.
Исторические сериалы в XXI веке имеют тенденцию к смешению и размыванию границ жанров, в частности, приближаются к жанру фэнтези. Но, если главные роли отданы реальным историческим персонажам, шоураннеры всё равно ограничены в репрезентации образов имеющимися историческими данными. Если же реальные персоналии – лишь фон для выдуманных мест, героев и событий, то образы главных героев или антагонистов могут быть любыми в рамках выбранного жанра.
В контексте сказанного рассмотрим исторический мини-сериал «Столпы Земли» (The Pillars of the Earth, 2010, реж. С. Мимика-Геззан) по одноименному роману Кена Фоллетта.[1] Действие разворачивается в вымышленном английском городе Кингсбридж на фоне реальных исторических событий (Гражданская война в Англии 1135-1154гг.). В сериале время действия и количество сюжетных линий было сокращено в связи с большим объемом романа, но в целом следует его структуре и репрезентации образов. Главным «героем» повествования становится даже не человек, а готический собор – как символ рождения нового, приближенного к божественному, мира, созданного человеческими руками, но вдохновленного высшей идеей.
При этом все положительные персонажи в той или иной степени способствуют постройке собора, а антагонисты – мешают. Фоллетт применяет приёмы, характерные даже не для фэнтези, а для волшебной сказки[2], есть даже «волшебные средства»: похищенные во Франции Джеком Джексоном[3] «Евклидова геометрия» (у самого аббата Сугерия, "крёстного отца" готики!) и «плачущий» камень – новая святыня собора. Такой подход Кена Фоллетта к «переосмысленной воображаемой действительности» дарит зрителю обширную ретроспективу «собирательных образов» священников.
Противостояние сил добра и зла в романе и сериале происходит как на уровне светских персонажей, так и на уровне клириков: главному антагонисту епископу Уолерану Бигоду идейно противостоит приор Кингсбриджа Филипп.
Епископ Уолеран Бигод в исполнении Иэна МакШейна имеет зловеще-мефистофельскую внешность (следующим крупным проектом МакШейна стала роль Чёрной Бороды в четвертой части франшизы «Пираты Карибского моря»[4]); это жестокий, хитрый и жадный интриган и убийца, пытающийся заключить сделку с Создателем: в своих молитвах требует у Бога власти, материальных благ и помощи в устранении противников, занимаясь самобичеванием и прочим «умерщвлением плоти». «Постоянный пристальный взгляд и грозное выражение лица, чёрный как смоль пробор, будто прямиком из школы вампиров – вы узнаете нрав Уоллерана, всего лишь посмотрев на него» – пишет издание The Guardian в своей рецензии.[5]
Приор Филипп — его полная противоположность. Нестяжатель, идеалист, искренне верующий человек, при этом борющийся с несправедливостью и старающийся сделать жизнь людей лучше здесь и сейчас — обладатель пронзительных серо-голубых глаз актер Мэттью МакФейден достоверно представляет силы света в этой истории. Кен Фоллетт в предисловии к изданию 1999г. отмечал, что испытывал значительные трудности с образом Филиппа — как сделать персонажа идеальным священником и при этом вызвать у читателя живое чувство, симпатию к нему, и для этого «дал ему очень практичную, приземленную религиозную веру, заботу о душах людей здесь, на земле, а не только на небесах. Сексуальность Филиппа тоже была проблемой. В средние века все монахи и священники должны были соблюдать целибат. Очевидной драмой была бы драма человека, сражающегося в ужасной битве со своими похотями. Но у меня не было желания развивать эту тему. Я вырос в 1960-е годы, и мое сердце всегда с теми, кто борется с искушением, поддаваясь ему. В конце концов я сделал его одним из того меньшинства людей, для которых секс на самом деле не имеет большого значения. Он единственный жизнерадостный персонаж, соблюдающий целибат, которого я когда-либо создавал.»[6]
Через образ приора Филиппа Фоллетт отвечает на вопрос «Что такое действительно хороший священник?». Однако даже такой абсолютно положительный персонаж должен был получить какое-то развитие в течение сериала, и Филипп проходит испытания (противостояние Уоллерану, преодоление собственных искушений), приводящие его к смирению гордыни, отказу от компромиссов с совестью, отходу от догм в пользу человечности.
Среди второстепенных персонажей-священников мы встречаем и раскаявшихся грешников (спасший брошенного ребенка вор Джонни «Восемь пенсов», ставший монахом), и предателей (брат Ремигий, попытавшийся убить Джека взамен на обещание Уоллерана похоронить его сестру-самоубийцу в освященной земле), и такой интересный персонаж, как тяготеющий к политике брат Франциск. «Это воля Церкви, второй после Бога», — убеждает Францис приора Филиппа, втягивая его в политические интриги. Брат Францис становится наставником сына королевы Мод, будущего короля Генриха II Плантагенета, однако не имеет существенного влияния на Генриха: его призывы к переговорам и дипломатии вместо того, чтобы развязывать новую войну, ни к чему не приводят.
Среди литературных предшественников «Столпов Земли» можно найти параллели с романом «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго (1831). Помимо идеи собора как центра повествования, даже в какой-то степени метафизического персонажа, очевидно сходство между Клодом Фролло, одержимым цыганкой Эсмеральдой настоятелем собора Нотр-Дам, и маниакально жаждущим власти епископом Уоллераном. В конце сериала авторы даже гибель антагониста делают идентичной кончине героя Гюго: он срывается с крыши собора.
[1] Фоллетт К. Столпы Земли (The Pillars of the Earth). 1989.
[2] Жанр волшебной сказки выделен и описан в книге В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».
[3] Центральный персонаж, архитектор, построивший «собор, наполненный светом».
[4] «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (Pirates of the Caribbean 4: On Stranger Tides). 2011.
[5] MacInnes P. The Pillars of the Earth: episode one. // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/tv-and-radio/tvandradioblog/2010/oct/16/pillars-of-the-earth-episode-one (дата обращения 04.04.2023).
[6] Фоллет К. Столпы Земли. Введение. //Internet Arhive. URL:
https://web.archive.org/web/20160113134726/http://ken-follett.com/bibliography/the_pillars_of_the_earth/introduction.html (дата обращения 04.04.2023).