Найти тему

БЕЛОРУССКИЕ «ПЕСНЯРЫ» ВЛАДИМИРА МУЛЯВИНА

(продолжение)

В 1971 году фирмой «Мелодия» был записан первый диск-гигант ВИА «Песняры» с песнями «Александрина»[1], «Рушники», «Ты мне весною приснилась», «Ой рано на Ивана», «В поле верба» и пр. На основе диска телевидением в срочном порядке был снят фильм «Белая Русь, ты моя» - прототип нынешних клипов. И даже спустя много лет нельзя не восхититься вкусом и художественным талантом ансамбля в совмещении «электронных» звуков со звучанием народных инструментов, в раскрытии мелодичности и певучести белорусского языка[2], передаче глубины и прелести старинных обрядовых мелодий. В них чувствуется пространство, дыхание времени, перекресток культур. Музыканты сумели доказать, что гитарный ансамбль, вступив во взаимодействие с богатыми национальными традициями, может дать много нового, необычного, интересного.

«Путь многих песен от первой репетиции до исполнения на эстраде был очень разным», – вспоминал кандидат искусствоведения, один из основателей ансамбля Валерий Константинович Яшкин - «Принося на репетиции лишь основное художественное решение песни, Мулявин предоставлял музыкантам полную творческую свободу. Работа над песней продолжалась в атмосфере, когда каждый стремился внести в создание произведения свою лепту. Зачастую шуточные народные песни сами подсказывали решение их в духе своеобразных жанровых сценок. Так, успех «Косил Ясь конюшину» предопределился инструментальным рефреном во вступлении и бодрым мажорным призывом косцов, возвещающим начало трудового дня. Популярность песни «Скрипят мои лапти» обусловило использование лиры. Ее «скрипучие» звуки как бы подчеркивали ироническое отношение сегодняшнего солиста к предмету восторгов его далекого предка – простоватого влюбленного деревенского парня, идущего к своей Ганульке в скрипучих лыковых лаптях…».

Следует подчеркнуть, что музыкальный талант «Песняров» распространялся не только на народные песни. Любое эстрадное произведение, будь то шлягер или политическая песня, попав к «Песнярами», приобретало настолько оригинальные и самобытные интонации, что сразу же становилось «культовым». Они не выбирали популярные мелодии, а сами делали их таковыми. «Каждая их работа поражает отточенностью мастерства… Песни звучат естественно, просто, но за этой простотой и естественностью угадывается большой и напряжённый труд, видны полная самоотдача и беззаветная преданность своему делу». Среди наиболее известных в те годы - «Наши любимые» Давида Тухманова, «Белоруссия» и «Беловежская пуща» Александры Пахмутовой, «За полчаса до весны» Оскара Фельцмана[3]. Отдельного внимания заслуживали «Баллада о четырех заложниках» и «Хатынь». Прозвучав на праздничном концерте ко Дню Победы, трагедия о расстреле фашистами семьи партизанского командира Миная вызвала слезы даже у бывалой публики. Исполнение «Хатыни» пятитысячный зал слушал стоя: такое, пожалуй, бывает разве что при звучании государственных гимнов! «Право всколыхнуть сокровенные струны нашей души дано, наверное, только тому, чьи корни питаются истоками священного родника народной памяти...»

Воспоминания белорусского и самого «песнярского» композитора Игоря Лученка: «Отдав «Песнярам» «Хатынь», я испытывал много сомнений - смогут ли проникнуться ребята трагедией этой деревни и довести ее до зрителя? Как ляжет мелодия на звуки электрогитар? Не чересчур ли они ее «осовременят»? Наконец, через две недели состоялось предварительное прослушивание. Когда зазвучали первые ноты, то я просто не узнал своей песни – настолько она стала богаче, выразительнее. В аранжировку были включены колокола, до которых я не додумался. «Песняры» сумели ей придать самые нужные, самые верные интонации. Иных исполнителей «Хатыни» я просто не представляю».

Но наиболее запомнившейся и полюбившейся миллионам слушателей стала частушечно-озорная «Вологда». Невероятная популярность этой песни превратила ее в подлинно «Всесоюзный суперхит», поставившего рекорд по количеству заявок и исполнений, без которого на протяжении ряда лет не проходил ни один праздничный концерт. А ведь «Вологда», которая прочно слилась с именем «Песняры», была написана композитором Борисом Мокроусовым на стихи поэта Михаила Матусовского вскоре после войны, для известнейшего дуэта Бунчиков и Нечаев. По каким-то причинам «Вологда» тогда «не пошла» и вскоре сошла со сцены. Только через три десятилетия, при подборе репертуара к юбилейному вечеру Михаила Матусовского всеми забытая «Вологда» была найдена в каком-то очень старом песенном сборнике. Ансамблю захотелось не просто отобразить искренние чувства влюбленного паренька, который носит на почту письма своей возлюбленной, но и подчеркнуть местное своеобразие и колорит этого русского городка. Не случайно главным инструментом в этой песне стал совершенно нехарактерный для ансамблей баян. Именно сочетание баянных тембров и голоса Анатолия Кашепарова придало «Вологде» новые, яркие краски. В ней сразу же появились шутливые интонации, звонкость, праздничная весенняя веселость. После исполнения «Вологды» именитая и орденоносная публика несмотря на строгую, официальную обстановку вечера, буквально заставила «Песняров» повторить «Вологду» несколько раз на «бис»[4]. С этого момента «Вологда» получила вторую жизнь. Будучи совершенно не «песнярской», она стала своеобразной визитной карточкой ансамбля. На протяжении всей своей дальнейшей деятельности «Песняры», независимо от места и программы, каждый раз исполняли неизменное требование публики: «Вологду-гду» давай!»[5].

«Я до «Песняров» пел в «Синих гитарах», - вспоминал исполнитель «Вологды», обладатель колоритного народного тембра Анатолий Кашепаров – «Тогда было модно называться какими-нибудь «гитарами». Ну я и пел – хрипел и кричал! Там меня Муля в январе 1972 года и нашел. После чего Муля стал меня учить петь правильно, с народных песен. Вообще Муля редкий талант: иной объясняет, как нужно сыграть или спеть - и так объясняет и этак, минут за двадцать дойдет, а Муля подойдет, скажет два слова, покажет, и все сразу же становится ясным».

В феврале 1976 года «Песняры» представили Советскую эстраду на международном фестивале в Каннах.

(продолжение следует)

[1] Знаменитая «Александрина» на стихи Петруся Бровки была первой песней Мулявина, которую тот написал специально под «золотой голос республики» Леонида Борткевича.

[2] «Песняры» и не подозревали, что благодаря их творчеству по городам Советского Союза даже откроются клубы по его изучению.

[3] Эту серенькую и невыразительную песню О.Фельцман считал своей неудачей, но в исполнении Мулявина она превратилась в эмоциональный, потрясающий любовный монолог.

[4] Огромный успех «Вологды» на этом вечере сопровождался забавным эпизодом – минут через десять после выступления, когда участники группы, отыграв «Вологду» на «бис» переоделись в повседневную одежду, в гримерной неожиданно появилась ведущая вечера Светлана Моргунова и растерянно произнесла: «Ребята, а ведь вам до сих пор аплодируют…».

[5] Не обошлось и без курьезов: по одной из легенд дом с «резным палисадом» в Вологде был кожно-венерологическим диспансером, а главный аранжировщик песни - Владимир Николаев, на долгие годы приобрел «почетную обязанность» специально для исполнения «Вологды» на каждое выступление носить тяжелый концертный баян.