Рассматривая тему общественный сектор экономики, безусловно, хотелось бы отметить, что данное понятие строится на посылах теории экономики благосостояния, а также используется как инструмент по улучшению благосостояния общества. Давайте же разберемся, какова взаимосвязь между понятиями «общественный сектор экономики» и «теневая экономика». А также выясним, каковы последствия такого эклектического объединения для экономической системы государства.
В первую очередь хотелось бы отметить, что общественный сектор экономики, это форма социально-экономического устройства системы хозяйствования при которой все ресурсы принадлежат обществу, а также используются для производства и поставки, общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Здесь координация экономической деятельности осуществляется с помощью системы бюджетного финансирования в сочетании с правовым администрированием и политическим механизмом общественного выбора. То есть, функционирование общественного сектора экономики направлено в значительной мере на воздействие государства на систему национального хозяйствования.
Целью государственной экономики является, как правило, широкомасштабный рост благосостояния населения. Осуществляется он, как правило, посредством трех функций, таких как аллокационная, дистрибутивная и стабилизационная. Осуществление данных функций происходит благодаря двум инструментам: налогообложение, то есть проведение фискальной политики, направленной на стабильное развитие экономики и расходы, то есть распределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.
Однако, рассматривая такое понятие как «теневая экономика» хотелось бы отметить, что это сектор экономики неподлежащий государственной регистрации и контролю. Он является тем самым сегментом экономики любого государства, которому свойствен подрыв национальной системы хозяйствования.
Феномен «теневая экономика» понимается как любая экономическая деятельность субъектов, находящаяся в скрытом, неконтролируемом государством секторе. Принято выделять три вида: «белая экономика», как правило, это экономическая деятельность, осуществляемая на грани законодательства того или иного государства; «серая экономика», экономическая деятельность, нарушающая законодательство, однако не несущая вреда здоровью человека и «черная экономика», деятельность, совершаемая преступными организациями, как правило, последствия которой наносят непоправимый ущерб национальной экономике государства. Все виды теневой экономике, это как правила действия, носящие неправомерный характер, то есть деятельность противоречащая законам. Соответственно, можно выделить первые различия между двумя понятиями, что в идеальной модели национальной экономики, данные понятие никак не могут находиться в симбиозе.
Но, хотелось бы отметить, что субъекты экономики, как правило, прибегают к такому роду деятельности, по ряду причин. Так одна из причин возникновения в государстве теневого сектора экономики может послужить кризисное состояние национальной экономики, то есть как факт не эффективной деятельности государства в сфере регулирования экономики. Также, cсуществует ряд объективных причин, препятствующих развитию «чистой экономики» это может быть бюрократический механизм государственной регистрации физических и юридических лиц в федеральной налоговой службе (ФНС), несовершенство налоговой системы государства, высокий уровень коррупции при распределении национальных богатств, недоверие со стороны финансово-кредитный организаций, большой уровень риска в момент дистабилизационного состояния национальной экономики, отсутствие поддержки со стороны государства и наличие должных национальных проектов, способствующих выходу бизнеса из теневого сектора. Все эти факты свидетельствуют о том, роль государства как экономического стабилизатора не выполняется в полной мере.
Все виды теневой экономики представляют большую угрозу, как для общества, так и для государства в целом. Во-первых, со стороны обычного населения, наличия такого сектора в национальной экономике влечет за собой развитие нарушений в институтах гражданского общества, что впоследствии приводит к снижению уровня жизни подавляющего числа населения.
Со стороны государства, наличие теневого сектора экономики влечет за собой недополученные государством денежных средств, в виде налогов и обязательных платежей за использование разного рода ресурсов, неучтенная прибыль, что в результате приводит к недостатку денежных средств в федеральном бюджете, а это влечет за собой кризисное состояние национальной экономики всего государства.
Так, к примеру, в связи с нестабильной геополитической ситуацией, система народного хозяйствования нашей страны столкнулась с комплексным изменением макроэкономических показателей, которые впоследствии привели к увеличению численности скрываемых доходов. Так, например, как ранее сообщалось уровень снижения экономики в 2021 году составил порядка 2,7%.
Безусловно, хотелось бы отметить, что увеличение числа случаев, когда граждане нашей страны скрывают свои доходы от государственного протоколирования связано также с социальной напряженностью, люди живут в неведении, нет уверенности в завтрашнем дне, соответственно большинство наших соотечественников прибегают к нелегальным схемам сокрытия своих доходов.
В нашей стране проблематика теневого сектора экономики носит комплексный характер, то есть это ряд факторов, которые регулярно способствуют развитию данного феномена в экономической сфере. Существует 3 основные группы причин, которые приводят к масштабированию нелегальной экономики: социальные, экономические и правовые. К группе социальных причин относят низкий уровень жизни подавляющего числа населения, высокий процент безработицы и огромные потоки беженцев, прибывающие из сопредельных государств. Тенденцию роста данных показателей вы можете увидеть на слайде.
Под экономическими причинами понимают уровень налоговой ставки для предприятий. Стоит отметить, что недавно от депутатов Государственной Думы поступило предложение о том, чтобы ввести повышенный налог на крупные предприятия, в связи с нынешней ситуацией в бюджете страны. Всё это, безусловно, приведет к увеличению численности предприятий, которые станут осуществлять свою деятельность за чертой контролируемой экономики.
Правовые же причины развития теневой экономики это несовершенство и недоработанность законодательства государства, также это может быть некорректно выстроенная или же некомпетентная работа со стороны правоохранительных органов. Немаловажным является недостаточная защита прав собственности, что приводит к развитию у предпринимателей психологии «временщиков». Таким образом, хотелось бы отметить, что все группы причин всегда присутствуют в комплексе, то есть не может быть наличие только экономических или же правовых факторов, все они в совокупности приводят к развитию феномена «нелегальная экономика».
Что касаемо системы методов преодоления уровня теневой экономики в современной системе экономических отношений, хотелось бы отметить, что на уровне рассмотрения феномена «нелегальная экономика» необходимо обозначить причину, которая будет считаться более важной. Так, например, касаемо налоговой политики государства, развитие теневого сектора экономики можно объяснить наличием большой бюрократической машины в государственном регулировании, также это может быть выражено в неоправданно высоких налоговых ставках. Основными, на мой взгляд, решениями и методами по выводу предприятий из тени должны выглядеть таким образом: создание системы экономического стимулирования юридических и физических лиц по выходу из тени. Однако стоит отметить тот факт, что деятельность открытого формата должна быть экономически выгодна. Также как мера экономического целесообразного выведения предприятий из нелегального сектора можно отметить, создание четко администрируемого налогообложения. Безусловно, со стороны государства, необходима поддержка в области безналичных расчетов, а также борьба с наличным оборотом с целью контроля незафиксированного денежного оборота. Помимо выведения предприятий из тени, не стоит забывать о тех, кто уже открыто функционирует на рынке, то есть стоит создать меры государственной поддержки не только для вывода из тени, но и того, чтобы не уйти в теневой сектор экономики.
В завершении хотелось бы отметить, что абсолютное исключение теневой экономики из национальной экономической системы государства не является возможным, она, как правило, всегда присутствует в системе национального хозяйства сопредельно с общественным сектором экономики. В экономической системе РФ «теневая экономика» это неотъемлемая часть национальной экономической системы, поэтому, на мой взгляд, необходимо создание не системы мер по уменьшению удельного веса теневого сектора экономики в национальной системе хозяйствования страны, а мер по удержанию уровня развития, а также механизмов торможения роста количества предприятий, которые всё больше и больше выводят свои денежные средства на черту подконтрольную государства.