Найти тему
ProЗвезд

Режиссер Егор Чичканов о своем детстве: «Я вырос на фильмах Тарантино»

Егор Чичканов (слева) с оператором сериала Улугбеком Хамраевым.  Фото: Фото: предоставлены автором
Егор Чичканов (слева) с оператором сериала Улугбеком Хамраевым. Фото: Фото: предоставлены автором

25 марта в онлайн-кинотеатре Иви стартовал второй сезон народной комедии «И снова здравствуйте!». История о постоянно оживающем бандите Борисе в исполнении Андрея Мерзликина стала популярной в прошлом году, а в этом получила продолжение. «ФедералПресс» в преддверии премьеры поговорил с режиссером и сценаристом сериала Егором Чичкановым о новом сезоне, любимых фильмах и планах на будущее.

Почему вы решили продолжить сериал «И снова здравствуйте!»? Что вас подтолкнуло к этому?

— Когда был написан сценарий и вышли первые серии, я сразу понял, что у этой истории может быть продолжение, и знал, что хочу рассказать. Например, раскрыть линию дочери Бориса, которая была в детском доме. Захотелось сделать классный и логичный поворот с ее появлением. Было ощущение, что первый сезон мы закончили, но при этом осталось много вопросов. Поэтому во втором сезоне я попытался закрыть все арки героев и поднять темы посерьезнее. Мы сможем увидеть, как меняется главный герой – Борис, который становится человечнее и приобретает цель в жизни.

Сюжетные повороты сериала «И снова здравствуйте» мне напомнили преобразования Дэниела Рэдклиффа в фильме «Человек – швейцарский нож». Это просто совпадение или у вас была идея сделать что-то подобное?

— В фильме «Человек – швейцарский нож» герой Дэниела Рэдклиффа – труп, и все его преобразования скорее физиологического толка, а не эмоционального. Желания же Бориса – это достаточно понятный ход, но, когда я писал сериал, решил, что это будет не самое важное. А главное и самое интересное – это динамика отношений Бориса и Артема (по сюжету Артем – друг Бориса в исполнении Дениса Власенко. – Прим. ред.). Эти люди никогда бы не встретились, если бы не обстоятельства. И вот сталкиваются характеры очень разных героев, именно это для меня самое интересное. Аттракцион с бесконечными оживаниями – это лишь способ найти полярные, некомфортные ситуации, в которых непохожесть героев выглядит еще комичнее.

Сам же прием с героем-трупом – очень распространенная в кино история. Я помню, например, «Приключения трупа», «Уик-энд у Берни», смотрел эти фильмы в детстве и, конечно, с удовольствием цитировал их в сериале.

Какой, по-вашему, главный посыл сериала?

— Я хотел обратить внимание зрителя на то, что мы часто в ежедневной жизни забываем про наши истинные желания, забываем жить. Вот и герою Бориса приходится умереть и ожить, чтобы понять, а зачем вообще жить. В случае простого человека невозможно такое испытать, поэтому я эту историю рассказываю на экране, чтобы люди попробовали вспомнить о своих мечтах, о том, чего они действительно хотят, что для них важно.

Все мои работы зрительские, развлекательного характера, но в них под соусом доступного, понятного кино я стараюсь спрятать более сложносочиненные, иногда острые мысли. Если подойти к просмотру сериала поподробнее, то на самом деле это комплексное авторское высказывание и разговор на сложные темы, но на платформе легкого и веселого сериала. Мне кажется, что до зрительских сердец и эмоций добраться значительно легче через смех.

Каким фильмом, к которому так или иначе вы прикладывали руку, довольны сильнее всего? А каким довольны меньше? Почему?

— Больше всего я доволен тем, как получился «И снова здравствуйте!», потому что это проект, который я и написал, и срежиссировал. Я очень рад, что мое видение кино понравилось зрителям, продюсерам. В производстве доверяют тому, как я вижу этот эпизод, сцены, и это очень классно, потому что позволяет мне делать довольно авторский сериал. Второй сезон, который сейчас выйдет на «Иви», – это шаг вперед, мы сделали сложные вещи, добавили еще больше экшена.

Не могу сказать, что доволен или недоволен каким-то проектом, скорее не все всегда получается: я проходил эти пути и как сценарист, и как режиссер. Когда ты пишешь, то живешь со своим замыслом, долго с ним возишься, изучаешь, переписываешь, а потом он попадает в производство и пост-продакшн, естественно, от первоначальной идеи мало что остается. Из-за этого часто задуманное тобой как сценаристом на экране выглядит совсем иначе. Вот это, конечно, расстраивает, но это часть профессии. А в «И снова здравствуйте!» получилось эту мысль от самого начала и до конца пронести.

Есть ли у вас любимый жанр в кино? Какие фильмы вы любите смотреть, а какие снимать?

— У меня нет любимого жанра в кино, я вообще люблю все кино. Раньше смотрел очень много: ходил на авторские премьеры, был на кинофестивалях в Каннах, Берлине, Карловых Варах. Когда ты занимаешься производством, то ты правда мало смотришь, просто нет времени, ты занят своим проектом. Конечно, хочется это исправить – смотреть больше. Я смотрю много отечественных сериалов, как минимум пилотные серии. Мне кажется, это важно: и руку на пульсе держать, и в принципе интересоваться разным, потому что нельзя снимать кино в своей стране, на своем языке и исключать тот факт, что кино – мировая вещь, существующая в разных странах. Я очень люблю открывать для себя кино из стран, где я не представлял о существовании кино. Очень люблю азиатское кино, корейское, гонконгское кино, я на нем вырос, на всех боевиках Джона Ву. Для меня старые боевики или боевики класса «Б» – это всегда отдушина, очень сильно расслабляет, при этом всегда, вне зависимости от категории фильма, там можно найти классные находки.

-2

Какими режиссерами вы вдохновляетесь? Назовите лучшие, на ваш взгляд, работы этоих режиссеров.

— Так получилось, что раньше у меня был какой-то список режиссеров, которые мне нравились, я смотрел все работы, когда открывал для себя кино в старшей школе. Как и все мальчишки, я вырос на боевиках, у нас был видеомагнитофон с кассетами, и я смотрел там все подряд, ходил на рынок, обменивался и выкупал редкие кассеты. Однажды мой товарищ открыл для меня авторское кино и привел в кинотеатр, где показывали дебют братьев Коэнов «Просто кровь», с тех пор мое представление о кино кардинально изменилось. Коэны для меня – некий компас, ориентир в качестве работы с драматургией и текстом. Также очень люблю фильмы Пола Томаса Андерсона, «Магнолия», «Нефть» – большое, важное для меня кино. Конечно, как и все, я вырос на фильмах Тарантино, у моей бабушки любимый фильм был «Криминальное чтиво». Мне нравится «Чужой», нравится Кэмерон, Уэс Андерсон с «Водной жизнью со Стивеном Зиссу» – в общем, очень разные вещи.

Смотрели ли вы фильмы, которые взяли «Оскар» в этом году? Если да, то насколько согласны (или не согласны) академией по поводу выбора победителей? И какие фильмы из награжденных фильмов вы бы посоветовали посмотреть российскому зрителю?

— Я смотрел не все оскаровские фильмы в этом году, но я каждый раз смотрю саму церемонию. Очень рад, что победил «Все везде и сразу», вот его точно стоит посмотреть.

Так получилось, что я в свое время был в Карловых Варах и туда Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт привозили «Человек – швейцарский нож», у них был мастер-класс, где они рассказывали о своем пути в голливудское кино. Жутко обаятельные, независимые кинематографисты. Тогда они говорили о том, что у них есть идея и они хотят снять классное кино, а потом они получают «Оскар». Кстати, их монтажер научился монтировать по роликам на ютубе, а «Все везде и сразу» – только первая его работа, которая уже получила главную кинонаграду.

Это очень вдохновляюще и свидетельство тому, что все возможно.

«Все везде и сразу» вызывает слезы, заставляет чувствовать, шокирует, удивляет, смешит, так хорошее кино и должно работать. Просто два парня, влюбленных в кинематограф и чуточку в себя сделали настоящее независимое кино. Это вселяет веру, что такие самородки отвоюют место под солнцем.

Какие ваши проекты мы можем увидеть в 2023–2024 годах?

— Я работаю сейчас параллельно над тремя проектами, они в разной степени разработки. Точно в этом году на «Иви» выйдет сериал «Лада Голд», который мы написали с моим другом Никитой Власовым. Это необычное, яркое, приключенческое кино, советую его обязательно посмотреть. А то, что будет дальше, пока секрет, но, поверьте, будет очень круто. Стараюсь с каждой работой делать все безумнее, ярче, интереснее, потому что зачем делать меньше, если можно сделать больше?

Фото: предоставлены автором