Человек впервые задумался над искусственным освещением тогда, когда стал пользоваться огнем. Первыми светильниками древности были факел и костер. Далее стали использовать лучину и лампады с маслом. В древнем Риме и античной Греции археологи находят светильники, представляющие собой чаши на треноге, которые наполнялись горящим составом. Настоящим прорывом было изобретение свечей. Фитиль и воск на столетия определили вид и дизайн фонарей и люстр. Мы до сих пор пользуемся этим «изобретением» и с удовольствием зажигаем свечи, когда хотим получить, например, романтическое настроение или дизайнерское освещение. Огонь вместе с освещением всегда давал тепло. Вот почему до сих пор, по прошествии тысяч лет, свет ассоциируется у нас с комфортом и уютом.
Светильники эволюционировали вместе с человечеством. В начале нашей эры свет уже использовался в сигнальных целях, например, для обозначения пути мореплавателям. А так же, через систему костров и специальных медных отражателей передавались сигналы на большие расстояния, например, о появлении врагов и других важных событий. Первые упоминания об уличном освещении относятся к Лондону XVII века. Мэр города издал указ об установке уличных фонарей, учредил специальную службу в задачу которой входило каждый вечер зажигать свечи и масло в уличных фонарях. Там же был введен и первый налог на «городское освещение». Очень быстро опыт англичан распространился по всем городам Европы. В Амстердаме была создана система городского освещения, предотвращающая падение горожан в многочисленные реки и каналы. В Париже жителям предписывалось в темное время суток выставлять свечи в оконные проемы, через которые освещалась улица. В городах Поднебесной империи были светильники, которые изготавливались из специальной бумаги или ткани, пропитанной негорючим составом и натянутой на каркас из дерева или проволоки. Через сотни лет Китайский фонарик пришел к нам практически неизменным. Освещение городских улиц стало отличительной чертой процветающих городов.
С развитием промышленности стали бурно развиваться города и транспорт. Появилась большая потребность увеличивать продолжительность рабочего дня. Так же, появились новые виды топлива – очищенные нефтепродукты и газ, который, синтезировали нагревая уголь без доступа кислорода. На их энергии и работали первые уличные фонари-предки современного городского уличного освещения. Фонари давали не много света, а спектр свечения не превышал 2000К (теплый желтый). По этому, уличные светильники стояли на не большом расстоянии, а их количество в большом городе доходило до нескольких тысяч.
В Россию уличное освещение пришло по протекции Петра I. По его воле новая столица России - Санкт-Петербург получила уличные светильники как в Европейских городах. Самые большие и известные – Ростральные колонны на Васильевском острове в Санкт-Петербурге были построены позже, в 1810 году. В 1716 году в Петербурге были установлены первые стационарные уличные фонари. Они располагались на четырех улицах в центре города, а для обслуживания их был создан штат из нескольких десятков человек. Первые опоры уличного освещения изготавливались из дерева и окрашивались белой краской с полосками. На верху опоры располагалась консоль светильника, изготовленная из металла. Уличный светильник представлял собой кованную четырехгранную рамку, в которую с четырех сторон устанавливались стекла, одно из которых открывалось для чистки, зажигания фитиля и доливки масла. Стекла в то время было выпуклыми, выдувными, так как массово плоские стекла делать еще не научились. Верх фонаря был четырехскатным и имел кольцо для крепления веревки или цепочки. С ее помощью, используя специальный механизм у основания столба освещения, фонарь можно было опустить или поднять. На 1720 год в Санкт-Петербурге насчитывалось уже более 600 уличных фонарей. В основном они располагались вдоль «Большой дороги», позже названной «Невским проспектом». В Москву уличное освещение пришло через 10 лет. Все фонари были единого стандарта, что упрощало их обслуживание. В качестве источника света так же использовался фитиль и конопляное масло.
Постоянное уличное освещение в Москве началось на основе указа от 27 ноября 1730 года. Было решено поставить в пределах Земляного города на больших улицах фонари через 10 саженей, в одну линию, одной высоты. Для этой цели деньги были отпущены из Городской управы. К началу XIX века в Москве было более 6000 фонарей. Из них около 1500 были установлены на стенах городских зданий и сооружений, а более 4500 светильников были установлены на фонарных столбах. Работу и обслуживание городского освещения контролировала пожарная экспедиция через ночных сторожей под наблюдением брандмейстеров и брандмайора (пожарной команды), а с 1861 года это дело было передано на коммерческой основе городским подрядчикам. В 1820 году конопляное масло было заменено на смесь спирта со скипидаром. Свет от этого топлива был в два раза ярче, к тому же оно на много меньше коптило. Через 40 лет на смену спирто - скипидарной смеси пришел керосин, а примерно через 10-20 лет, в конце столетия, появились газовые фонари. Газ и керосин долго конкурировали друг с другом, потом к ним присоединились электрические уличные светильники. В электрическом фонаре был использован принцип «свечи Яблочкова» - электрическая дуга. Но в мире более известен Томас Эдиссон, который придумал поместить электрическую дугу в вакуум, что позволяло избежать быстрого окисления электродов. Ведь в первых моделях электрических уличных фонарей электроды менялись ежедневно. В течении полувека керосиновые, газовые и электрические уличные светильники вместе освещали улицы Москвы, а их общее количество на начало ХХ веко превысило 10 000. К 1927 году в Москве и уже Ленинграде была создана единая городская энергосистема и от газовых и керосиновых фонарей отказались полностью. В течении всего ХХ века электрические фонари безраздельно властвовали на улицах всех городов мира. К началу Великой Отечественной войны, в Москве насчитывалось более 25 000, а в Ленинграде более 30 000 городских уличных светильников. Во время войны в Ленинграде большинство уличного освещения было выведено из строя, с электричества блокадному городу не хватало. Да и включать уличное освещение было бы безумием – во всех прифронтовых городах действовал режим светомаскировки. Вновь уличные светильники стали зажигаться только в конце 1944 года. А довоенная численность Ленинградских уличных фонарей была восстановлена только в 1951 году. Развитие науки, восстановление промышленности, бурный рост городов сказались и на уличном освещении. Увеличивалась мощность, КПД (коэффициент полезного действия), срок службы, периодичность обслуживания. От обычной лампы накаливания - «лампочки Ильича» источники света эволюционировали в галогенные, металогалогенные, ртутные, натриевые, содиумные (газоразрядные) лампы. Мощность возросла в тысячи раз, а уровень освещенности городских улиц - в сотни.
XXI век внес в городское освещение новые коррективы – светодиодные источники света (LED) стали вытеснять металлогалогенные (МГЛ) и натриевые лампы (ДРЛ). Светодиодное уличное освещение потребляет в несколько раз меньше электроэнергии, обладает высокой надежностью и долговечностью – работа светодиодного источника света рассчитана на несколько лет. Это важно, так как обслуживание светильников и замена ламп на высоких опорах уличного освещения требует, как правило, специальной техники, и вследствии этого – больших расходов. К тому же, светодиоды (LED), дают яркий, без мерцаний, приятный свет, а сами фонари и светильники могут значительно сократиться в габаритах. Светодиодные технологии активно развиваются, каждый год на рынок выходят новые модели и разработки. Увеличивается яркость, надежность, КПД, а уменьшаются размеры и главное - цена…. И скорей всего, пройдет не так много времени и хорошо всем знакомая электрическая лампочка накаливания (ЛОН) займет свое место на музейном стенде.
Сегодня мы рассказали вам про историю развития уличных фонарей, а мы уже готовим массу оригинальных идей...следите за нашей страничкой в ДЗЕН.
Если вам нужна команда креативных профессионалов для реализации своих проектов, свяжитесь с нами по телефону через шапку профиля или оставив заявку на сайте😉