Ранее дорогие друзья вы хотели увидеть более развернутую статью о моей биографии. Я решил не писать о себе сам, а выложить статью кандидата искусствоведения, профессора, Заслуженного деятеля УР и просто хорошего человека кем является Адель Исааковна Поляк.
Поехали........:
Творчество художника-графика, Заслуженного деятеля искусств УР Вячеслава Григорьевича Костылева хорошо знакомо зрителям нашей республики и не только.
Он родился и вырос в Ижевске, учился в Московской средней художественной школе при институте им. В. И. Сурикова. В 1987 году окончил факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Его учителями были выдающиеся мастера изобразительного искусства Р. К. Тагиров, Д. С. Бисти, Б. А. Дехтярев. В 1989 году В. Г. Костылев был принят в Союз художников России.
Он - участник международных, российских, республиканских выставок изобразительного искусства, дипломант Всероссийского конкурса книги (Москва, 1980). В. Г. Костылев награжден правительственными наградами, в том числе - медалью в честь 850-летия Москвы. Его произведения находятся в частных собраниях многих городов России, а также Германии, Голландии, Греции, США, Югославии.
С 1999 года по 2001 год персональная выставка В. Г. Костылева "Родники Отечества" экспонировалась в Москве: в выставочном зале Академии управления МВД России, в стенах Дома союза писателей, в Международном культурном славянском центре, в Русской энергетической компании, в музее истории Минфедерации России.
Во время работы экспозиции художник продолжал творческую деятельность.Так возникли новые серии произведений: "Россия в лицах", "Духовная Россия", "Историческая Москва", "Трубниковский в поэзии красок", которые были показаны зрителю.
В. Г. Костылев работает в разных жанрах, он создает портреты, пейзажи, натюрморты. Нынешняя выставка наиболее полно представляет портретный жанр. Художник стремится показать время через характеры людей, творческих, ярких, незаурядных.
Эти работы отличаются импровизационной свободой, эмоциональной раскованностью. Некоторые сделаны "на одном дыхании", всего за несколько часов, другие требовали длительной работы в несколько этапов. По художественно-образному подходу портреты тоже отличаются. Есть композиционные портреты, где важную роль в понимании характера играет внешняя среда, детали обстановки. Другая группа портретов соответствует иной задаче: через характер лица передать внутренний мир человека. Здесь внешние детали отсутствуют, фон нейтрален, лицо максимально приближено к зрителю. Яркой индивидуальностью, психологической глубиной привлекают портреты ректора ИжГТУ, профессора и. в. Абрамова, члена Совета Федерации России В. Е. Шудегова, председателя правления Союза писателей России в. Н. Ганичева, бразильского композитора и дирижера Иона Фабио Брессана.
Основа каждого портрета - это осмысление духовного склада человека, постижение склонностей, воззрений на мир.
Эти особенности проявились, например, в "Портрете М. Т. Калашникова, главного конструктора автомата". Он помещен в реальную бытовую среду, изображен сидящим в кресле с книгой.
Явственно ощущается, что выдающийся конструктор прожил трудную суровую жизнь. Но характер крепкий. Это отражено не только в твердом живом взгляде, но и в общем выражении простого, умного, выразительного лица.
Одной из ярких, запоминающихся работ выставки является "Портрет международного гроссмейстера, девятикратного чемпиона мира по шашкам А. Р. Чижова". Его фигура в широком свободном повороте развернута к зрителю. Гроссмейстер изображен в кресле перед шашечной доской. Уверенностью и чувством глубокого внутреннего достоинства проникнуто лицо, а во взгляде светится напряженная мысль.
За внешним спокойствием чувствуется внутреннее движение, способность к мгновенной реакции. Монументальность образа подчеркнута цветом, построенном на золотистых тонах.
Привлекает внимание "Портрет музыковеда Е. Г. Красновской". Чист и ясен душевный мир, сидящей за столом, молодой женщины. Художественный альбом, скрипка, духовная символика расширяют представление о мире увлечений музыковеда. Точный и живой рисунок, выполненный итальянским карандашом, шоколадный тон листа подчеркивают глубину и светозарность образа.
Важное место на выставке отводится пейзажам. Большинство из них выполнено в технике пастели. Работы отличает искренность, простота в изображении, естественность, отсутствие какой бы то ни было нарочитости, манерности.
Каждое произведение - это глубоко продуманное, прочувствованное осознание явлений природы, ее различных состояний в разное время дня или года.
В самих названиях уточняются оттенки настроений тихой радости, задумчивости: "Мозаика осени", "Зимка", "Заливные луга", "Ветреный день", "Полуденная нега", "Стожок", "Летние зори".
Своими пейзажами художник как бы утверждает: все изменяется в мире, но все так же влажен воздух ранней весной, так же тянутся лесные дали, цветет тополек, полыхает осенний листопад. Взгляд художника открывает в привычном, знакомом несуетную, скромную, тихую красоту. Ему близки слова выдающегося русского художника
М. В. Нестерова: "Природа только перед тем раскрывает свою душу, кто идет к ней не ради эффектов и красивых мазков, а ради глубокого и откровенного выражения больших человеческих чувств".
Построение пейзажей выдержано в неторопливом плавном ритме переходящих друг в друга тонких прозрачных цветовых пятен, в бережном отношении к деталям, в выверенности всех элементов композиции. Во многих работах ведущий мотив - небо. Оно то спокойное, тихое, то порывистое с кучевыми несущимися облаками и воспринимается как метафора вечного движения, обновления, возвышенной неразгаданной тайны.
Разнообразием эмоциональных интонаций отличаются серии "Перевозное. Успенский монастырь", "Времена года", "Тропинками Отечества". В серии
"Духовная Россия" художник обращается к высоким нравственным ценностям, которые питают, формируют, возвышают дугу. Ему, как поэту А. Жигулину, дороги "шорох рощи белоствольной, и синий дым в дали пустой, и ржавый крест над колокольней, и низкий холмик за грядой".
Произведения В. Г. Костылева, в каком бы жанре он ни работал, сохраняют яркую индивидуальность художника. Они требуют от зрителя активности восприятия и сопереживания, они всегда
•отмечены
•поиском новых
средств выразительности, чутко, ярко и современно отражают время.