Найти в Дзене
СВАРБИ

Зачем и как разделать кромки под сварку

Оглавление

Правильная подготовка деталей – залог получения качественного соединения. Она включает в себя не только зачистку поверхности деталей от следов ржавчины и старой краски, но и разделку кромок. О том, как правильно это сделать, пойдет речь в сегодняшней статье.

Когда и зачем нужно разделывать кромки?

Разделка кромок или снятие фаски – это процесс удаления части металла с торцов свариваемых изделий для получения прочного и надежного соединения. Делают это не произвольным образом, а по строго определенным правилам, которые зависят от толщины металла и положения соединяемых деталей в пространстве.

Разделка кромок увеличивает площадь будущего соединения за счет большей глубины и ширины сварочного шва и позволяет получить глубокое проплавление корня шва, что особенно актуально при прокладке трубопроводов высокого давления и возведении других конструкций с высокими требованиями к прочности получаемого соединения.

Какие бывают способы разделки кромок?

Для разделки кромок используют различный инструмент. Так, при подготовке небольших объемов или при работе в условиях ограниченного пространства используют угловую шлифмашинку с зачистными кругами, а небольшие детали можно обработать на точильном станке. Использование такого инструмента позволяет получить красивый гладкий срез и при необходимости поправить угол раздела.

-2

Еще одним способом снятия фаски является использование специального строгального станка или кромкореза, с помощью которого можно быстро и точно срезать металл под нужным углом. Однако такие станки стоят дорого и поэтому используются на крупных производствах.

Кроме того, для разделки кромок применяются газовые резаки и бензорезы. Их используют в тех случаях, когда внешний вид фаски не имеет значения, так как после его применения на поверхности детали остаются наплывы, а сама фаска получается неровной.

Какие существуют нюансы при работе с тонкими деталями?

Как правило, с изделий толщиной меньше 2-3 мм фаску не снимают. Это связано с тем, что такая деталь хорошо проплавляется электродом во время сварки.

-3

Однако, если необходимо увеличить прочность будущего шва, края тонкостенных деталей развальцовывают на расстоянии 1-2 мм от края. Делают это с помощью специального станка или вручную, загибая края молотком.

Обозначения конструктивных особенностей разделки кромок

Иногда, необходимые параметры для снятия фаски указываются в чертежах. Чтобы научиться быстро и правильно их понимать, следует знать, что и каким символом обозначается:

  • угол скоса. Обозначается буквой «β» и замеряется между торцом детали и краем скошенной поверхности;
  • длина скоса. Параметр, равный длине между двумя крайними точками фаски и обозначается буквой «L»;
  • высота и ширина. Характеристики, указывающие на высоту и ширину снятой кромки и обозначающиеся буквами «h» и «в»;
  • угол разделки. Это общий угол, который образовывается при сведении двух подготовленных концов заготовок. Обозначается буквой «а»;
  • зазор между сторонами. Показывает ширину зазоров, образующихся между деталями при сварке и обозначается буквой «b»;
  • притупление. Высота, на которую стачивается нижняя часть фаски. Обозначается буквой «С» и, как правило составляет 2 мм;
  • катет шва. Показывает расстояние от края шва до ближайшей стенки второй детали и обозначается буквой «К». Встречается только в угловых, тавровых и в деталях, соединенных внахлест.

Какие существуют виды кромок?

Чтобы правильно снять кромку в том или ином случае нужно разобраться, какой она бывает и в каких случаях используются:

  • V-образная. Один из наиболее распространенных способов, при котором фаску снимают только с одной стороны детали так, чтобы при соединении получилась канавка с углом от 20 до 60⁰;
-4
  • Y-образная. Форма, которую используют для улучшения прочности и герметичности шва при соединении деталей от 5 до 10 мм. Получают ее путем среза кромок под углом 10 -30⁰ примерно на половину глубины изделия;
  • X-образная. Способ, который применяется в заготовках толщиной 12 – 60 мм. В этом случае фаски снимают с двух сторон так, чтобы при стыковке деталей V-образные канавки получились на обоих плоскостях;
-5
  • U-образная. Такую фаску получают при помощи кромкореза или фрезера со специальной насадкой. Применяется при соединении деталей от 20 до 60 мм в которых важна не только прочность, но и красивый внешний вид полученного шва;
-6
  • К-образная. Используется при выполнении угловых и тавровых швов на деталях толщиной от 10 до 20 мм. Характерной особенностью является двухстороннее снятие кромок на одной из заготовок, тогда как вторая остается нетронутой.
-7

Какое смещение сторон допускается?

Как известно, перед началом сварки необходимо соединить детали так, чтобы не допустить их смещения и зазоров между ними. Однако, если внешний вид стыка не играет роли, а работа происходит в условиях ограниченного пространства, сварка может производится с некоторым смещением сторон.

Чтобы обеспечить максимальную прочность и герметичность будущего стыка, разделку кромок производят с некоторыми отклонениями – поверхность детали, которая будет выступать наружу стачивают меньше, а ту, которая будет «немного западать», наоборот больше. Такой способ позволит получить максимальную площадь проплавлния и улучшит характеристики полученного шва.

Кроме того, величина смещения напрямую зависит от толщины соединяемых деталей. Для большей наглядности мы составили таблицу, в которой указано насколько можно смещать детали, чтобы шов получился максимально герметичным.

-8

Более детально о методах и вариантах разделки кромок вы можете прочитать на сайте www.svarbi.ru.

-9
-10