Со времен "Варшавского договора" чехи скрывали свою помощь Третьему Рейху оружием и боеприпасами, да и сейчас такое положение вполне сохранилось. Даже наоборот, официальная чешская пропаганда намекает на то, что чехи во время Второй Мировой войны всячески саботировали и вредили немецким оккупантам. Это, конечно, полное вранье.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Если посетить в Праге Народный технический музей, то при изучении истории чешских мотоциклов можно узнать удивительные факты. Например, была такая чехословацкая, точнее чешская, фирма Autfit Praha, которая производила до немецкой оккупации мотоциклы Ogar 4 с двигателем объемом 246 куб. см. и мощностью 8,5 л. с. В 1936-1941 гг. было собрано 6,8 тыс. таких мотоциклов (третий по величине довоенный производитель мотоциклов). Немцы в 1940 г. издали приказ, запрещающий выпуск вообще всех "гражданских" мотоциклов и предложили выпускать только узкий круг военных моделей (чтобы было однообразие).
По легенде в знак протеста (!) чехи переименовали свою фирму, которая звучала на немецкий манер Autfit Praha, в название - Ogar (по чешски - гончая), т. е. как ранее называлась модель мотоцикла. И... стали производить вместо мотоциклов - велосипеды. Т. е. как бы чехи легально саботировали немецкие "указивки".
Еще одна героическая история в этом же музее про фирму "Ява". Эта фирма мотоциклов для вермахта не выпускала, а занималась исключительно ремонтом немецкой мототехники. Пишут, что был прямой запрет на производство мотоциклов, чтобы не загружать мощности, необходимые как ремонтная база для немцев.
Но чехи... тайком от немцев разрабатывали новые модели мотоциклов и чтобы провести ходовые испытания в 1942 г., но при этом не привлекать излишнего внимания, мотоциклы-прототипы Ява 250 DIN окрашивали в немецкий "фельдграу", а также прикрепляли фальшивые номерные знаки с буквами "SS". Т. е. как будто чехи катались на немецких ремонтируемых мотоциклах. И самое интересное, что они воровали у немцев бензин и на нем испытывали свои прототипы (!). В 1944 г. таким же образом был испытан другой прототип - Ява 250 Pérák typ 10, который производился после войны.
Вообщем, пройдясь по музеям (которые были в основном созданы в советские времена), складывается впечатление, что чехи работали на немцев "из-под палки", всячески вредили и саботировали военные поставки в вермахт. Так ли это на самом деле?
На поверхности вклад чехов в немецкое танковое производство. Производством танков и САУ в Протекторате Богемия и Моравия (так немцы переименовали Чехию) занимался завод "ВММ" в Праге (бывшая "CKD"). Подробнее - читай в этой статье. Достаточно сказать, что хотя чешские танки и САУ были слабее немецких, но составляли весомую часть в танковом производстве Третьего Рейха. В период 1939-1942 гг. чешские танки Pz.38(t) составляли 14 % от общего количества всех выпущенных немецких танков. Если рассматривать САУ за 1939-1945 гг., то они составляли уже 20 % от количество произведенных САУ.
Если за этот же период брать совместно танки и САУ, то они составляют 13 % от общего количества произведенных на территории Третьего Рейха. Правда, в советское время утверждали, что чешские рабочие в "знак протеста" против немецкой оккупации ходили на танковый завод в черных рубашках. Но тут всплывает интересный факт - руководство "ЧКД" само предложило немцам в 1939 г. свой новый танк Pz.38(t). А когда он устарел, чешские инженеры в 1943 г. в инициативном порядке разработали САУ "Хетцер" и предложили ее немцам, лишь бы не снизилась прибыль.
Кроме танков, чехи производили для немецкой армии большое количество автомобилей. По немецким данным на 1941 г. не менее 88 пехотных дивизий, 3 моторизованных пехотных дивизий и 1 танковая дивизия имели французские и чешские легковые и грузовые автомобили. И производство их шло всю войну. Чешский завод "Шкода" в 1939 г. был включен в немецкий концерн "Герман Геринг", после чего чехи стали выпускать легкие грузовики 6LTP6 для румынской армии, а для вермахта начали поставлять доработанные коммерческие грузовики “Шкода” “100/150;, “254/256; и “706D”, а также дизельные варианты тяжелых машин 6ST6 и 6VD и другие автомобили. Всего же 26 % грузовиков немецкой армии были собраны с 1939 г. на чешских заводах.
Кроме того, завод "Шкода" выпустил 206 артиллерийских тягачей, 5 тыс. полугусеничных транспортеров Sd.Kfz.11. К концу войны заводы “Шкода” в Пльзени и “Мюрц Цушлаг-Богемия” в Чешской Липе производили бронетранспортёры Sd.Kfz 251/1 Ausf.С и Sd.Kfz/251-1 Ausf D, а на заводе фирмы “Avia” в Праге-Чаковице была налажена сборка истребителей Messerschmitt Bf 109G-6 и Bf 109G-14.
Выпускали чехи и стрелковое оружие - в 1944 г. чешские заводы ежемесячно выпускали в среднем 11 тыс. пистолетов, 30 тыс. винтовок "Маузер", 3 тыс. пулеметов, 15 млн. патронов. Пишут, что до 40 % стрелкового оружия в немецкой армии было чешским. В том же 1944 году каждый месяц чехи отгружали немцам около 100 САУ, 144 пехотных орудия и 180 зенитных орудий. Шло производство и боеприпасов, ежемесячно за 1944 г.: 625 тыс. артиллерийских снарядов, почти 1 млн. зенитных снарядов разных калибров, от 600 до 900 вагонов авиационных бомб, полмиллиона сигнальных боеприпасов, 1000 т пороха и 600 тыс. т взрывчатых веществ. Кстати, у Протектората Богемия и Моравия (бывшая Чехия) осталась свои небольшие вооруженные силы в... 7 тыс. человек.
По подсчетам Уинстона Черчилля, в период с августа 1938 по сентябрь 1939 года только заводы "Шкода" выпустили военной продукции почти столько же, сколько произвели все английские предприятия за то же время. С разрастанием войны чехи увеличивали военное производство - на 31 марта 1944 г. немцы делали военные заказы на 857 предприятиях разной величины. Принципиально не важно, что некоторые предприятия могли прекратить выпуск какой-то сложной гражданской продукции и заниматься ремонтом техники вермахта, ведь в целом вклад чехов был очень значителен.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие публикации канала по теме -
Как чехи героизируют предателей-"власовцев"
Вклад чехов в немецкую танковую промышленность в годы WW2
Как европейская промышленность работала на Гитлера
Немцы построили в годы WW2 более 81 тыс. единиц различной бронетехники