Здравствуйте, снова с вами Устинова Наталья Николаевна, зав.кафедрой физико-математического и информационно-технологического образования, заместитель руководителя технопарка универсальных педагогических компетенций Шадринского государственного педагогического университета.
Я не перестаю удивляться, что современные студенты не могут САМОСТОЯТЕЛЬНО написать план работы по имеющейся теме КП. Увы и ах, но это так. Чаще всего мне приходится самой им давать темы и планы, а потом еще и править научный аппарат (хотя рассказываю об этом очень подробно на занятии).
Сегодня поговорим о планах КП. Все темы курсовых проектов по ТМОИ имеют чаще всего одинаковые (однотипные) планы, но студенты все равно требуют конкретные планы под конкретную тему. Мне это надоело и с сегодняшнего дня не буду писать для каждого план, а напишу лишь общие рекомендации.
Итак, начнем...
Все темы КП, которые я даю, условно можно разделить на группы:
1. Разработка чего-то и\или с помощью чего-то для обучения информатике в каком-то классе или при изучении какой-то темы. Здесь же может быть вариант "Разработка и использование...", если сам процесс разработки не представляет особых трудностей.
2. Методические аспекты использования чего-то на уроках информатики в каком-то классе или при изучении какой-то темы.
3. Методические аспекты развития чего-то в процессе обучения информатике в каком-то классе или при изучении какой-то темы.
4. Обзор чего-то для чего-то.
Давайте приведу примеры и покажу, как нужно определить последовательность действий.
I. Примером первой группы тем является:
- "Разработка и использование интеллект-карт на уроках информатики в 5 классе";
- "Разработка технологических карт по информатике для изучения темы «Обработка текстовой информации» в 7 классе";
- "Разработка лабораторных работ по информатике на тему "Создание и оформление презентаций" для учащихся 6 класса" или "Разработка лабораторных работ по информатике на тему "Создание сайта" для учащихся 9 класса";
- "Разработка методических материалов для изучения основ информационной безопасности на уроках информатики в школе";
- "Разработка и использование плакатов на тему «Техника безопасной работы в кабинете информатики» в процессе обучения информатике в школе";
- "Разработка лабораторных работ по теории и методике обучения информатике на тему «Современный кабинет информатики»".
Как видите, разрабатывать можно много чего, главное, понимать, ЧТО нужно разработать! С чего начинать?
Примерный план:
1. Сущность, виды, структура, характеристики (все, что есть) того методического инструмента, который нужно разрабатывать. Если это лабораторные работы, то надо понимать, что это, какие они бывают, чем характеризуются, как организуются, какую структуру имеют... Если это интеллект-карты, технологические карты, плакаты и т.п., та же история. Сложнее, если в теме есть обобщение, например, "Разработка методических материалов для изучения основ информационной безопасности на уроках информатики в школе". Обо всех не напишешь, их просто уйма. Поэтому в данной теме нужно идти с осознания не инструмента, а контекста, т.е. что такое информационная безопасность и с чем ее едят! Но это все та же сущность.
2. Анализ школьного курса (содержания, роли и места конкретной темы и т.п.) информатики с целью... а далее надо четко проговаривать ЗАЧЕМ мы анализируем тему, содержание всего курса информатики для конкретного класса. А какая у нас цель? Все просто, нам в конечном итоге надо разработать что-то, чтобы жить стало лучше и легче, именно для этой темы, для этого содержания, для этого класса! Вот и надо анализировать содержание с целью выявления целесообразности, возможности использования конкретного инструментария методического. Здесь важно понимать, что анализ - это не простая кон6статация факта, что мол изучается вот это, аналитическая работа должна привести автора к выводу, что именно это содержание является благодатной почвой для использования именно этого метода, средства, формы обучения. Обычно итогом является таблица, из которой все это становится очевидным.
3. Этапы (алгоритм) разработки конкретного методического средства. Этот параграф пишут обычно если для разработки используют какое-то программное обеспечение, например, для разработки плакатов используется конкретный графический редактор. Автор в этом случае может затронуть рассмотрение всех этапов разработки, от бумажного проектирования до реализации в приложении с предоставлением алгоритма разработки и конечного результата. Здесь же можно кратко пояснить причину выбора того или иного программного средства. Это, кстати, можно сделать в отдельном параграфе, назвав его "Обзор программных и аппаратных (если нужно) средств для...".
3, 4, 5. Опять п.3. Да-да, я не ошиблась, это просто вариант данного пункта, если предыдущий вам не подходит! Методические рекомендации по... А далее вам надо определиться с несколькими вещами:
1) что именно в теме, т.е. это могут быть методические рекомендации по разработке, а может быть по использованию. Если в заголовке и то, и другое, то п.3. Методические рекомендации по разработке... п.4. Методические рекомендации по использованию;
2) если нужно использование конкретного средства (без разработки), то необходимо определиться с этапом урока, например, п.3 КП: "Методические рекомендации по использованию ... на этапе изучения нового материала", п.4. КП: "Методические рекомендации по использованию ... на этапе закрепления" и т.п.;
3) Можно пойти и другим путем, определиться не с этапами урока, а с темами. Тогда п. 3. будет выглядеть так: "Методические рекомендации по использованию ... в процессе изучения темы "такой", в п.4. КП - "...(то же самое начало)... в процессе изучения темы "другой".
Варианты есть и другие, например, это может быть класс, варианты использования методического инструмента (раскрытые в п.1.).
Как видите, все очень просто! Конечно, нужно добавить введение, заключение, список использованной литературы, приложение.
II. Примерами тем КП второго типа являются такие:
- "Методические аспекты использования наглядных методов на уроках информатики в 10 классе";
- "Методические аспекты использования занимательных задач и упражнений на уроках информатики в 7 классе";
- "Методические аспекты использования индивидуализированных заданий на уроках информатики в 7 классе";
- "Методические аспекты использования способов здоровьесбережения на уроках информатики в 6 классе";
- "Методические аспекты использования ТРИЗ на уроках информатики в 7 классе";
- "Методические аспекты использования видеоблогов в процессе обучения информатике";
- "Методические аспекты использования творческих заданий на уроках информатики в 8 классе" и т.д.
Как видите, использовать можно так же можно много чего, главное, понимать, ЧТО нужно использовать! С чего начинать?
Примерный план:
1. Сущность, виды, структура, характеристики (все, что есть) того методического инструмента, который нужно использовать. Далее можно повторять то, что было написано выше. Не буду писать еще раз одно и то же.
2. Анализ школьного курса (содержания, роли и места конкретной темы и т.п.) информатики с целью... а далее опять по тексту предыдущего плана.
3. Методические рекомендации по использованию ... Вновь обратитесь к предыдущему описанию и составьте сами план.
Отличий между планами тематических направлений с разработкой чего-то для чего-то и тематик КП с использованием чего-то где-то почти нет.
III. Примерами третьей группы тематик КП могут быть:
- "Методические аспекты развития рефлексивных умений на уроках информатики в7 классе"
- "Методические аспекты развития коммуникативных умений школьников на уроках информатики в 7 классе"
и тому подобное.
Поговорим о плане таких курсовых проектов. Обратите внимание на то, что при упоминании каких-то умений, опыта, видов (мышления, памяти и пр.), мы всегда должны понимать, что все виды мышления, памяти, все коммуникативные или регулятивные умения осветить в рамках одной КП не получится, поэтому нужно четко понимать, что здесь важно выделять конкретные виды, например, умений. Сделать это сложно, но можно.
1. Сущность... (куда ж без выяснения, что ж это такое, как работает, из чего состоит...). Знать это надо, поэтому без этого никуда!
2. Виды и структура (конкретного умения, результата). Здесь имеется в виду именно в контексте обучения чему-то конкретному! Т.е. мы уже понимаем, что такое, например, коммуникативные умения, какие они бывают, какие умения, действия составляют основу того или иного коммуникативного умения (это мы выяснили в п.1), в данном параграфе нужно говорить уже конкретно только о тех умениях, которые мы заложили в рамки КП. А об остальных только упомянуть.
3. Способы развития... в процессе обучения. Важный момент. В теории надо это изучить! А в 4,5 параграфах на примере указать.
4, 5. Конечно это методические рекомендации по использованию способов из п.3, которые помогают развивать выделенные в п.2 умений. Здесь могут быть фрагменты уроков, например, иногда это целые сценарии и разработки материалов с решением и разбором, все зависит о конкретной ситуации и того умения, которое вы рассматриваете.
IV. Примером последнего вида тематик КП может быть обзор чего-то, например:
- "Исторический обзор этапов развития школьного курса информатики".
- "Сравнительный анализ обучения информатике в зарубежных школах"
С планом этих работ все очень просто. Здесь нужно разбирать либо с учетом временного фактора (если исторический анализ), либо по странам (если мы говорим о зарубежных странах), либо по конкретным объектам, которые следует проанализировать, например, платформы дистанционного обучения, языки программирования и т.п.
Как видите, все очень просто! Конечно, нужно добавить введение, заключение, список использованной литературы, приложение.