4-го апреля исполняется 125 лет со дня рождения чешского скульптора Яна Лауда (1898-1959). Жизни и творчеству скульптора посвящен настоящий очерк.
В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке всеобщее внимание привлекла скульптурная группа, рассказывающая о трагическом событии в истории Чехословакии, захваченной в то время гитлеровцами. «Нападение на Чехословакию» (так называлась эта работа) скульпторы Ян Лауда и Ян Баух изобразили аллегоричным языком,
показав беззащитную лань, терзаемую хищником.
Ян Лауда к этому времени был уже одним из известнейших художников Чехословакии. Работать в области скульптуры он начал очень рано. Скульптура «Торс», выполненная им в 17 лет, говорит о самобытном даровании юноши, его незаурядном пластическом чувстве. Еще в 1911 году Лауда занимался в ателье профессора С. Сухарда, много рисовал и лепил. Потом он несколько лет учился у Иосифа Драгоносского в художественно-промышленной школе в Праге. Некоторое время будущий художник служил в австрийской армии, но царившие там шовинистские, националистические настроения были чужды ему.
В 1917 году Лауда поступил в Пражскую Академию изобразительных искусств. Он учился у известного чешского скульптора Яна Штурса и продолжил его работу над памятником выдающемуся педагогу Яну-Амосу Коменскому. Молодой художник с уважением относился к традициям национального искусства, досконально знал их, но не меньшую роль для него сыграло и знакомство с ваянием XX века, с творчеством Родена, Бурделя и Майоля. Три с половиной года Лауда работал в одном ателье с крупнейшим пражским скульптором Отто Гутфрейндом, возвратившимся тогда из Франции в Прагу.
Ранние работы Лауды очень лиричны, строги и ясны по форме. Он пробует выразительные возможности разных материалов: бронзы, камня, майолики, но особенно любит терракоту. Молодой скульптор специально ездил в Берлин, чтобы изучить там в музеях работы из терракоты мастеров Ренессанса, в том числе Бенедетто ди Маяно.
Важнейшую роль в творческом развитии Лауды сыграло так называемое «социальное искусство» 1920-х годов — движение, из которого выделялось ядро художественной чехословацкой интеллигенции, непосредственно примкнувшее к пролетарскому революционному движению. Во главе этой группы стояли крупнейшие революционные поэты, писатели и публицисты Чехословакии С. К. Нейман, Юлиус. Фучик, Иржи Волькер. Лауда стал одним из выдающихся представителей «социального искусства». Свои работы, отличающиеся социальной тематикой, он впервые выставил в 1922 году. Сочувствие к людям из народа, значительность жизни простого человека, чистоту его духовного мира Лауда утверждает в своих произведениях «Судомойка» (1922), «Гончар» (1923), «Голова старика» (1925).
В 1920-е голы началась деятельность Лауды и в области монументально-декоративной скульптуры. Даже и при том, что многие его проекты остались не осуществленными, здесь им сделано очень много. Лауда — автор ряда рельефов на административных зданиях в Праге. В 1925 году он исполнил большой геральдический рельеф — герб над входом в Чехословацкий павильон на Биеннале — международной художественной выставке в Венеции. Трехметровая композиция, решенная орнаментально, органично вошла в строгую архитектуру. Другой его геральдический рельеф, разрушенный фашистами в годы второй мировой войны, находился на фасаде архитектурной школы в Усте над Лабой.
В рельефах фонтана на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже (1925), Лауда великолепно использовал эстетические возможности цветной майолики. В конце 1930-х годов скульптор создал для Остравы свой крупнейший барельеф из гранита на мотивы из жизни шахтеров «Как делается уголь». К монументальнодекоративной скульптуре относятся и его аллегорические бронзовые фигуры времен года — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», а также «Ева» (1935).
Во все периоды своего творчества Лауда успешно выступал и как портретист. Был он также одаренным анималистом. Многие его анималистические работы установлены в различных парках страны. С освобождением Чехословакии от фашизма открывается новый этап в творчестве Лауды. Скульптор стремится найти доходчивую, простую форму, создать образы строителей социализма. Принципиальное значение для развития нового чешского изобразительного искусства имеют выполненные им портреты В. И. Ленина (1945 и 1950). Очень значительный и обобщающий образ создан Лаудой в портрете Зденека Пеедлы — президента чехословацкой Академии наук (1952).
В 1958 году за многолетнюю творческую деятельность Лауда был удостоен Государственной премии Чехословакии.
Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1973.
Сайт NashTeatr.com
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ. СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ.
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!