- Эй, мелкий, не знаешь почему Эли сегодня нет? - Антон удивился, когда в школьном коридоре его окликнул Никита.
- Знаю. Она в больнице.
- Блин. Накрылась туса.
- Ты даже не спрашиваешь, что с ней!?
- А какая теперь разница. Из больницы быстро не выпустят...
Он развернулся и задумчиво направился в конец коридора.
- Во даёт. - Помотал головой Миша. - Даже не спросил, где Эля лежит.
- Хорошо, что мы уезжаем скоро. - Вздохнул Антон. - А то бы она, пожалуй, ещё влюбилась в этого...
Они уже подходили к своему классу, когда увидели группу ребят, толпящихся возле двери.
- Антон, привет!
Всегда тихая Соня сегодня словно даже ростом стала повыше.
- Жуков, ты, кажется собирался извиниться перед Макаровым.
- Ага. Разбежался. - Ромка насмешливо оглядел ребят, но они не поддержали его. Смотрели выжидательно и с интересом. Даже Дина не подошла.
- Что здесь происходит? - Элина Игнатьевна сердито обвела взглядом класс. - Звонок через минуту. Почему все ещё здесь? Макаров, снова ты?
- Нет, Элина Игнатьевна. - Соня и не думала отступать. - Не Макаров. Это Жуков вам хочет кое-что сказать.
- Жуков? - Учительница перевела взгляд на Рому.
Тот пожал плечами и с ненавистью посмотрел на девочку. Но Соня не отвела взгляд.
- Говори быстрее. - Слова учительницы заглушил прозвеневший звонок. - Все заходим!
Класс завозился, устраиваясь за партами.
- Ну же, Жуков, долго я буду ждать?
- Я не знаю, чего Левина хочет. Я ничего не собирался говорить!
- Левина, тогда в чём дело? - Элина Игнатьевна рассердилась окончательно. - Мне пора начинать урок!
- Жуков точно знает, кто испортил ваш планшет. - Девочка говорила чётко, ровным, спокойным голосом. - Только почему-то боится сказать.
- Пошла ты!
- Жуков! - Оборвала Элина Игнатьевна и пристально посмотрела на Ромку. - Впрочем, я могла бы и сама догадаться. Хуже, чем сделать гадость, - это пытаться сделать её чужими руками. Пусть Александр Иванович сам разбирается с твоими родителями. Открыли тетради.
На перемене Рома заступил дорогу Соне.
- Стукачка!
- А ты - трепло. Обещал, что сам скажешь всё Элине.
- Пожалеешь ещё!
- Жуков! - За спиной девочки встал Гриша Малков, один из самых крупных и сильных ребят класса. - Сонька нам всё рассказала. Попробуй только тронь её. Никакой папа не поможет.
- Ага. Не поможет. - Согласно кивнул насмешливый и острый на язык Тёма Агеев.
- И я добавлю! - Подтвердил оказавшийся рядом Миша. Антон стоял молча, но его взгляд красноречиво говорил о полной солидарности с ребятами.
- Да пофиг мне на вас! Поняли?! - Ромка развернулся и отошёл к окну, торопливо набирая на смартфоне какое-то сообщение.
- Папочке жалуется. - Усмехнулся Гриша. - Было уже. Мы его раз учили, потом такой скандал в школе был.
- Он последний год здесь учится. - Дина подошла незаметно. - Его в первый лицей переводят.
- Самый лучший у нас в городе считается. - Пояснила Соня. - Ну и пусть идёт.
С появлением Дины разговор расстроился. Ребята ещё немного постояли, перебрасываясь ничего не значащими фразами, и разошлись.
* * * * *
- Эля! Ты как?
Видеть подругу в больничной палате было непривычно. Антон поёжился. Не хотел бы он оказаться здесь.
- Привет, Антошка-картошка, привет, Миш!
Она рада была приходу своих младших друзей, но Антону показалось, что Эля гораздо больше ждала кого-то другого.
- Он не придёт, Эля.
- Я знаю.
- Откуда?
- Звонила ему.
- А...
- Он даже не спросил, в какой больнице ты лежишь. - Печально сообщил Миша.
- Он знает. Но всё равно не придёт. Оказалось, вечеринка ему важнее.
- Ты очень расстроилась?
- Да. Но, наверное, стоило стукнуться головой, чтобы понять... Ладно. Рассказывайте, как у вас дела.
Мальчики, перебивая друг друга принялись рассказывать.
- Молодец эта Соня. - Похвалила Эля. - Не стала молчать.
- Главное, чтобы теперь Жуков ей не отомстил. - Вздохнул Антон. - Мы же уедем.
- Мы уедем, другие останутся. А Жуков этот, он только исподтишка гадить может. А об этой истории теперь все знают. Побоится в открытую. Вам, мальчишки, с друзьями повезло больше, чем мне.
Антону хотелось утешить её, найти какие-то правильные, нужные сейчас слова, но в голову, как назло, ничего не приходило. Не мог же он сказать Эле, как рад тому, что она поняла, какой на самом деле этот Никита. Получилось бы совсем нехорошо: ей больно, а он, выходит, даже немного счастлив из-за сложившейся ситуации. Значит, он сам не такой уж хороший человек. Эля поняла его молчание по-своему.
- Не грусти, Антошка. Всё у твоей девочки будет хорошо.
- И у тебя, Эля! У тебя тоже всё будет хорошо.
- Я знаю.
Она обняла мальчишек за плечи, и так они сидели втроём на старой больничной кровати, не родные, но самые близкие в этот момент люди.
* * * * *
- Георгий Константинович, Александр Иванович беспокоит. Звоню сказать, что мы во всём разобрались. Виновный найден и будет наказан. Я приношу вам и Антону свои извинения.
- Извинения приняты, Александр Иванович. Я вот о чём, хотел спросить вас: не будете против, если мы ребят из Антошиного класса пригласим на экскурсию к себе в цирк? Пусть своими глазами увидят, как здесь всё устроено. Очень уж не хочется мне оставлять эту историю открытой.
- Надо подумать, Георгий Константинович. Сейчас не всё так просто. Надо найти сопровождающего, который будет отвечать за детей, оформить бумаги.
- Я организую посещение во внеучебное время, только для желающих. В цирке за них, разумеется, отвечаю я. А в остальном жду от вас соответствующих распоряжений.
- Зачем, папа? - Спросил Антон, узнав о предстоящей экскурсии. - Вдруг они что-нибудь натворят?
- Ну, что они могут натворить, Антон? Твои одноклассники - люди уже взрослые и самостоятельные.
"Да уж" - Подумал мальчик, вспомнив своих непрошеных гостей. - "Знал бы ты, папа..."
- Что, друзья, непривычно видеть цирк таким пустым?
Ребята заулыбались. Антон посмотрел на одноклассников. Нескольких человек не было. Жукова, конечно, тоже. А вот Дина пришла. И, хотя после того случая, она больше не проявляла враждебности и выглядела немного растерянной, Антон решил, что не стоит оставлять её без внимания. А Георгий Константинович продолжал.
- За кулисы цирка мы приглашаем редко. Цирк - огромный механизм, который работает всегда, даже когда в зале нет зрителей. Сейчас я покажу вам служебные помещения, гримёрные, вольеры, в которых живут некоторые наши животные. Среди них есть и домашние, и дикие. Предупреждаю вас, что за кулисами следует быть очень внимательными, смотреть под ноги и, кроме того, попрошу вас ничего не трогать без разрешения. Задавайте любые вопросы, если захотите что-то посмотреть поближе, обратитесь ко мне или к Антону и Мише.
- А им вы всё разрешаете? - Хитро спросила Настя.
- А тебе дома мама с папой разрешают всё? - Задал встречный вопрос старший Макаров.
- Нет. - Смутилась девочка.
- Миша и Антон родились здесь. Цирк - их дом. Но у нас, как в любом доме, есть определенные правила. Конечно, мы тоже разрешаем своим детям не всё. Но всё же, многое они могут показать и рассказать вам сами. А сейчас идёмте.
Они неторопливо передвигались по внутренним переходам цирка. Георгий Константинович уже рассказал своим маленьким гостям про ковёрных, униформистов, перечислил основные цирковые приметы, пояснил значение не всегда понятных слов.
- А это что, знаете?
- Занавес! Кулиса! - Посыпались ответы.
- В цирке этот занавес называется форганг. Он отделяет закулисные помещения от зрительного зала. Сейчас на манеже идёт репетиция, мы не будем мешать. Но можете осторожно посмотреть отсюда.
На манеже работал Белецкий. Он с самого обеда находился не в лучшем расположении духа. Мало того, что после злополучного интервью к нему возникли вопросы у руководства, так ещё и номер не клеился.
В номере работали несколько старых собак, которых, по-хорошему, уже давно пора было отправить на полный пансион, как делали многие из его коллег. И даже забирали "пенсионеров" домой. Но Вольдемар Арнольдович не склонен был к сантиментам и считал, что животные должны отрабатывать своё содержание. Однако, старые псы уже плохо усваивали новые команды, а обучать молодняк Белецкий не торопился.
Его вполне устраивало, что номер шёл по накатанной, хотя руководство уже не один раз выражало недовольство, приводя в пример работу других дрессировщиков. Не хватало ему ещё гнаться за такими выскочками, как Макаров. Вон, сегодня додумался притащить детей в цирк. Мало ему своего!
Ребята, не догадывающиеся о мыслях дрессировщика, затаив дыхание, наблюдали за происходящим на манеже.
- Посмотрели? Идём, покажу вам остальных наших животных. - Макаров поманил школьников за собой.
У форганга задержались только Настя и Дина, которая потихоньку снимала репетицию на смартфон. Она никому никогда не признавалась в своей мечте о собаке. Родители были категорически против, и девочка, хотя и делала вид, что ей всё равно, часто смотрела в интернете видео про собак и выкладывала понравившиеся на своей страничке.
Она уже предвкушала, как завтра выложит в блог сториз из цирка, когда одна из старых собак сбилась и спутала действия остальных. Дрессировщик выругался и раздражённо хлестнул виновницу. Собака взвизгнула и виновато припала на передние лапы, но человек не в силах сдержать гнев оттолкнул её носком ботинка. Дина стояла замерев, не опуская камеру.
- Новикова! - Окликнул, спохватившийся, что она отстала, Антон. - Давай быстрее.
Дина хмуро взглянула на него и поспешила за остальными...
* * * * *
- Это, ставшее вирусным, видео появилось в интернете несколько дней назад. На нём вы видите, как известный дрессировщик Белецкий, так любезно давший интервью нашему каналу, избивает беззащитное животное. Мы обратились за разъяснением к руководству цирка, но там с нами отказались разговаривать. Поэтому сейчас я задам несколько вопросов Георгию Константиновичу Макарову, руководителю номера "Разноцветная экзотика". Георгий Константинович, выходит, что беспокойство людей, которые выступают за запрет номеров с использованием животных, более, чем обосновано.
- Я понимаю беспокойство этих людей. Но, поверьте, чаще всего дело обстоит совсем иначе. Ведь в основном животных берут в цирки совсем маленькими, и именно в этом возрасте начинают воспитывать таких детишек. Они понимают что человек - это мама, папа, вожак, друг кормилец. Первое время дрессировщик просто сидит со своим новым питомцем, находится в его пространстве, кормит, играет. Животные рождённые в неволе, они ведь не могут обходиться без человека. Они не умеют охотиться, у них другой иммунитет, они чётко знают что им принесут еду, и поэтому полностью зависят от нас с вами, как наши собственные дети. Скажите, вы станете обижать своего ребёнка?
- Но на кадрах, размещенных в сети, мы видим совсем другое.
- Мы благодарны тем, кто борется за права животных, потому что они, я думаю, действуют из благородных побуждений. Но только бороться нужно не против всего цирка, а против жестокой дрессуры. А непорядочные люди есть в каждой профессии, и не надо ставить клеймо на всех сразу, только потому что вы услышали о каком-то безобразном поступке. Мы ведь не выступаем, например, против школ, хотя хотя там хватает некрасивых историй с учителями, или против ветеринарных врачей, о работе которых тоже ходит очень много слухов.
- Мне понятна ваша позиция. Скажите, как сделать так, чтобы случайных людей в вашей сфере было меньше?
- Я за цирковые династии. Человек, родившийся в цирке, воспринимает его, как свой дом. Что касается наших детей, то мы с малолетства учим их уважать животных, ценить их спокойствие и уединение. Ведь, если мы научим нашего ребёнка этому, то мы, в принципе, научим его уважать чужое мнение и пространство. Я уверен в том, что мой сын никогда не обидит того, кто слабее, кто зависит от него, и очень надеюсь, что в будущем своих детей он воспитает так же...
* * * * *
- Вы когда уезжаете? - Соня с Антоном сидели в школьном дворе.
- Через два дня. Завтра крайнее представление. Придёшь?
- Приду.
- Приходи. Я тебя встречу.
- Хорошо. Смотри, там Дина. Позовём?
- Как хочешь. Ты дружишь с ней?
- Пока не знаю. Она неплохая, просто не всегда думает, что делает. Дин!
Девочка подошла. Спросила, помявшись.
- Твоему отцу сильно попало за это видео?
- Нет. - Антон помотал головой. - Там вообще история долгая. Белецкий из труппы ушёл.
- Совсем?
- Из нашей, совсем. Трёх собак в вольере бросил.
- Как это? - Округлила глаза Соня. - А как же они теперь?
- Просто. Остальных забрал, а этих трёх закрыл в дальний вольер. С нами теперь будут. Раньше же ездили. Прокормим. Выступать уже, конечно, не будут больше.
Дина стояла, нервно теребя ремешок сумки и покусывая губу.
- Это из-за меня всё. Но, если бы я эту запись не выложила, он так бы их и бил. А я, между прочим, ему поверила, когда он выступал.
- Ага. Даже на Антона налетела, не разобравшись. Хорошо ещё ничего страшного не случилось. - Укоризненно сказала Соня.
- Извини, Макаров. - Дина исподлобья глянула на мальчика.
- Да ладно. - Махнул рукой Антон. - Только ты тоже так сразу всем не верь. Отец правильно сказал, что плохие люди среди любых хороших встречаются. Что же теперь, на всех бросаться?
Они помолчали. Из школы вышли Эля и Мишка.
- Ну, где вы ходите? - Антон вскочил. - На репетицию опоздаем.
- Мы Элины документы забирали. Там секретарь ушла. - Объяснил Миша. - Вот и пришлось ждать.
- Опять новая школа, да? - Соня грустно посмотрела на ребят. - Уедете и забудете нас.
- Вас забудешь, пожалуй. - Антон покачал головой.
- Зато точно есть, что вспомнить. Это, наверное, самые насыщенные гастроли за всё время. - Усмехнулась Эля. - Идёмте, мальчики. А то и, вправду, опоздаем.
Они торопливо попрощались и втроём двинулись в сторону цирка.
- Рождённые в опилках... - Задумчиво произнесла Соня, глядя им вслед.
- Что? - Дина удивлённо уставилась на неё.
- Ты опять всё прослушала. Георгий Константинович рассказывал тогда, в цирке, что так называют детей, которые на манеже с рождения. Эх, Динка.
- Прослушала. Я, знаешь, Сонь, сейчас папу уговаривать буду, пока они не уехали. Может быть, он разрешит одну из этих собак домой забрать. Он ведь уже сдался почти. Как думаешь, отдадут?
* * * * *
- Сколько же у вас вещей!
- А ты как думала. Мы дома ведь не живём почти. Вот и приходится всё с собой возить.
- Антон, а вы приедете к нам на гастроли ещё хотя бы разочек?
- У цирковых про следующие гастроли не спрашивают. Примета плохая.
- Помню. И про семечки, и про манеж, и про костюм поперёк кровати. А всё же?
- Не знаю, Сонь. Ты пиши, хорошо?
- Антош, прощайся. - Георгий Константинович, проходя мимо, хлопнул сына по плечу. - Ехать пора.
- Пока, Соня. Новикова, пока.
- Пока, Макаров, то есть, Антон!
Девчонки помахали руками вслед отъезжающей машине. У ног Дины сидел большой белый пёс.
--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ