Ну вот и дома, - со вздохом подумала Мария, держась за поручень. Рейсовый автобус въехал в деревню. Из-за тряски по разбитой дороге каждая кошка, каждая колдобина отзывалась тупой болью в теле пожилой женщины. Но она даже не морщилась.
Мария вся была в своих мыслях, переживаниях. Наконец-то пришли результаты биопсии и заключение городских докторов. Хирург, а по совместительству онколог в их районной больницы, долго смотрел на листочек с показателями, а потом начал разговор с Марией, аккуратно подбирая слова. Будете наблюдаться у нас и дальше, - медленно проговорил он.
Ясно, - кивнула головой Мария. - А в город на операцию, когда в операции нет смысла, Мария Петровна, мои коллеги не возьмутся. Доктор опустил глаза. Как так не возьмутся - Женщина почувствовала, как под не качнулся пол.
Она спросила со страхом: То, которое то. Все, конец. Ну почему конец - мягко ответил врач. Лечение нужно продолжить.
Сегодня я направлю запрос на химиотерапии через несколько недель вам придет вызов, сделаете химию. А сейчас, Мария Петровна, я вам выпишу таблеточки. Будете пить, когда особенно больно, Только не увлекайтесь ими.
Врач начал выписывать рецепт. Мария все поняла поздно, очень поздно. Самое интересное, что Мария ничего не чувствовала. все нормально было со здоровьем.
А потом раз и упала в обморок. Вот все и открылась. Ну ладно, - думала Мария, выходя из автобуса, - сколько Бог даст, столько и проживу. На остановке женщина увидела на лавочке маленький пушистый комочек.
Рыжий котенок она чайными около 3 считали от холода, то ли от страха, прижимался всем тельцем к облезлой лавки и смотрелся? проходящих мимо людей. За что так со мной - стоял вопрос в его янтарных глазах. Господи, какой же ты худой, - сказала Мария, взяв котенка на ручке.
Она ощущала ладонью каждый позвонок, каждая ребрышка несчастного животного. Что за люди Оставят, поиграют и выбросят. Пойдем, малышка, мне вместе веселее будет. И Мария, медленно переставляя непослушные ноги после больницы она чувствовала себя особенно худо, двинулась в сторону дома.
Рыжий котенок, зарывшись на груди в складку и и кофты, затих. Только изредка можно было услышать, как он начинал осторожно мурлыкать, а потом вновь затихал, вроде как опомнившись. А вдруг это человеку не понравится, Мария дома первым делом отыскала подходящую миску и до краев налила в нее молока. И аж мой страдалец!
Женщина поставила миску на крыльцо, ткнула носом котенка в молоко, а сама присела рядом на табуретку. Устала, На сил вообще нет. Котёнок. Жадностью local угощение, изредка, довольно урча.
Наголодался, бедняга. Ну, все будет, будет, - Мария тащила его от миски. - Погоди чуток, потом еще поешь. Нельзя сразу, много от ухода тебе будет.
Пожилая женщина посадила котенка к себе на колени. Так они и сидели, греясь на ласковым осеннем солнышке. О чем думал котенок, не известно, но он явно был рад, что нашел хозяйку. А мысли Марии были не радостный.
Операция бессмысленно, химия это, может быть, поможет, а может и нет. Женщина захотела поделиться с дочерьми своей бедой. Давно они уже не созванивались. Наташа три года как уехала в Америку с очередным мужем, а Таня в столице живет, начальницы в какой-то конторе работает, им все не до матери.
Когда Мария узнала о своей беде, они особо не вникали, мол, дело, что доктора говорят и все. И вот сейчас Мария решила рассказать своим девчонкам последние известия. может, проникнуться и приедут к матери, возможно, в последний раз.
Ой, мама, - недовольно ответила Наташе на звонок Марии, - мне сейчас некогда, у нас Джеймсом сегодня званый ужин, а тут еще индейка подгорело.
повар присмотрел. Валишь, говоришь Ну, так ты пей таблетки, что доктор прописал. Ладно, мамуль, пока я отключаюсь от, а нам очень дорого разговаривать. и Наташа замолчала.
В трубке лишь короткие гудки. Мария толком и не успела ей сказать, что возможно и жить осталось всего-ничего дочке не до нее. Набрала номер то не, а он вообще недоступен. Привет, Петровна, Чего пригорюнилась - услышала Марии голос соседа.
Панкрат стоял у забора много лет они живут по соседству, хорошо общаются. Панкрату по хозяйству подсобит, то новости деревенские расскажет, которые просто словом поддержит.
Важно это стало для Мария, особенно сейчас, когда заболела. До сосед, дела мои не очень, - призналась женщины списали, меня на том свете уже дожидаются.
Ты это брось, - Панкрат нахмурился. - Стоит только духом пасть, так совсем худо будет. А чего мне хорохорится - слезы выступили у Марии. Мы все мне нужно, даже не звонят.
Вот попробовала сама набрать, так им не до меня. Для себя живи, соседка, каждому дню радуйся, а там как Боженька решит. Панкрат зашел во двор и сел на крыльцо рядом с Мари. Котенок рядом крутился.
Животину себе завела, и это хорошо, да на остановке подобрала, с голоду загибался. Мария ласково погладила животное. - Васькой назову. Молодец ты, Маша, доброе у тебя сердце.
Жалко котенка, - одобрительно кивнул сосед. - А кое-где это хуже животных. Я слышала, что Валька Синицына умерла, когда Мария ахнула. - Я жевал три дня назад в магазине.
Я видела, что он покупает водку. Итак, расслоение этого проклятого сложенного сегодня похоронено. Вздох. -А я даже не слышала об этом в этой больнице, - печально покачала головой Мария.
- Вчера он пробыл весь день, а сегодня утром в райцентр зашел, никто по дороге и не сказал. Я понимаю, тебе не до этого, - кивнул сосед. - И потому плачут, пропавшие без вести. Федька, ты уже был на поминках с другой бабой, у Андреевки и что тряпка напилась, так что теперь есть ущелье для села песни.
А Катюшка как-Мария вспомнила о дочери Валентины. - девочкам всего двенадцать лет, по крайней мере, но мать была. Говорят, будут избираться в детский дом. Федька в ней не нуждается, а его нынешняя женщина тем более.
Как в детском доме-волновалась Мария. - Я дружила с бабушкой, Гавриловна мне столько раз помогала. А в ком его Валька только за то же самое, у меня крестные Катюшки. Нет, я не отдам ее приюту и Марии.
слегка отодвинув котенка с колен позади дремлющего, он с трудом поднялся и направился к дому. Синицын из их Панкрата пошел с нею на всякий случай, чтобы Федька переоделся кочевником.
И этого еще не было дома. В дальней комнате, свернувшись калачиком в углу, как волчонок, сидела заплаканная 12-летняя девочка, худая, с взъерошенной косой.
Катенька, что ты ко мне не пришла, - заплакала Мария. - Вместе легче пережить такую боль. Бабушка! - всхлипнула девушка.
- Я знаю, что у тебя проблемы со здоровьем. Что еще наша проблема-повесить. Ну, ты мне не чужд. Мария обняла девушку и поцеловала ее в макушку.
Дорогая, я буду жить со мной. Девушка вытерла слезы и решительно посмотрела: нет! Я помогу Вам дома во всем, разогрею плиту и приготовлю. Я умею все делать, только у детей.
Да не отдай мне, я тебя никому не отдам, - Мария улыбнулась сквозь слезы. А потом Федька и его новый напарник вернулись, поняли, в чем дело, и решили нажиться на хрене. Ты, Петровна, много на себя берешь, - сказал он женщине. - Вы не можете выйти из больницы в одиночку, но вот девушка, с ней много забот и кормить, и мыть.
Да, она уже давно все сама для тебя сделала, а после тебя, пьяницы, приказ привезли, - Панкрат не выдержал. - Ешь, задумчивый вдруг стал. Поесть, - спокойно ответил ему Федька. - а то к Марии Катьке детдом тебя все равно возьмет, какой-то воспитатель скоро умрет.
Чего хочешь, Федька, - устало спросила Мария. -Ты заплатишь мне за то, что Катька живет с тобой, и я скажу под стражей, что она только навещает тебя, - предложил Федор. - Они нас не поймут. А если не заплатишь, скажу, что Катька за тобой ухаживает, тоже болеет, мол, девкой пользуешься.
На тебе нет креста, - вздохнула Мария. - Ну, я буду давать тысячи рублей в месяц крещеному участку, Петровна! - Федор громко рассмеялся. Поэтому они сговорились.
Хотя Панкрат не одобрял действия Марии, он все же понимал, что бюрократы там вряд ли поймут и возьмут Катюху. Они взяли простые вещи девушки и перевезли их в дом Ари. Катюшка мела все, и мыльницы, и полы милые, и зеркало поблескивало. Валька научил ее всему, хотя она была неверна, Мария даже остановила девушку.
мы возьмем суету бабы Маши только на радость мне, - засмеялась Катя. Она очень дружила с Васькой, избранным котенком. У Катюшки есть каша и она ее кладет, лопается от удовольствия, а если мясо или рыба, то она почти за столом с маленькой хозяйкой. А Мария только улыбается, даже член семьи, хоть и их ты.
Катюшка лучше справилась в такой школе. Мария знала, где она сама, объяснила, где она разобралась с девушкой. Так мы вдвоем учились. Хотя нет, три.
Васька тоже на какое-то время всегда сунул нос за все эти проблемы Марии, даже забыл о своих язвах, но она все-таки вспомнила об этом. Иногда это было так плохо, что мне хотелось залезть на стену от боли. И Мария потянулась к таблеткам, которые прописал врач. Что-то о химии промолчало, и Мария поняла, что они не согласятся заниматься химией.
Эти волшебные таблетки остались. Правда, Панкрат носил всевозможные отвары. Его покойная жена понимала травы, она передала ему немного этой науки, поэтому он попробовал. Васька, такой же котенок, собранный на остановке, за это время вырос и превратился в молодого, пушистого огромного котенка.
Такая ласковая, она всегда чувствовала себя, когда хозяйке было особенно плохо, и, встав рядом, мурлыкала, чтобы посмотреть в глаза, словно пыталась облегчить страдания Марии.
Катя тоже сделала все возможное: принесет воду и поправит подушку. Иногда болезнь отступала, помогала забота о близких, а потом Мария с новой силой занялась домашними делами. То в заботах Катюшки, Васьки и в борьбе с болезнью прошла зима, то весна.
Несколько раз Мария пыталась позвать своих дочерей, но они не отвечали. Не американец, не москвич. Через знакомых, подруг, дочерей Мария узнала, как они там оказались, потому что сердце матери болело от ее крови, от ее пальцев, хотя все дочери были хороши. Они не помнили деревню, мать и, как понимала Мария, даже немного стыдились.
Поэтому они не звонили и не приходили однажды летом, когда решили поискать вечером. Сядьте под яблоню, выпейте чайку со свежими булочками. Мария почувствовала, что куда-то проваливается. Боль, как у Спрута, запуталась в его теле, потемнела в глазах.
Женщина проснулась уже в больнице. Мария Петровна, вы с нами боец, - сказал ей доктор. Ты уже отменил меня, - слабым голосом ответила Мария. Честно говоря, мы дали вам два или три месяца осенью, и вы боретесь.
Молодец, - признался доктор. Я знаю, что племянник и сосед. И код тоже, - улыбнулась Мария. Вступают.
Это здорово, - рассмеялся доктор. Мария Петровна, вас привезли сюда без сознания, и мы думали, что это все. Но ваш анализ говорит о другом состоянии. Ваш стабилизировался, и теперь городские врачи обязуются оперировать вас.
появились новые технологии. Единственное, что это платно. Дорого, - спросила Мария. Дорого, - ответил врач.
Да где взять эти деньги, если дочери помогут. Мария Наташа и Татьяна снова позвонили, но одна бросила звонок, а вторая не ответила и не перезвонила. Панкрац, Катушка. И они пришли к ней, нашли все в слезах.
Почему ее дочери такие выросли Ничего, Петровна, ты сердце не рви, дай Бог, найдем и деньги на твое лечение, - успокоил сосед. Да где же взять - вздохнула Марии, смирилась. Значит, закончилась ее жизнь, хоть и боец. она, как доктор говорил о Панкрат Скате, горевали дома.
Что за жизнь такая Нет денег, значит ложись и помирай. Кот Васька тоже сидел рядом, настороженно шевеля ушами, слушал человеческую речь. А назавтра дверь в палату Марии распахнулась, в нее буквально ворвались радостный Панкрат и восторженное Катюша, Смотри, Петровна! Сосед вытащилась пакета полотняный мешочек и развязал его.
Золото. Мария с трудом приподнялась на локте и с удивлением заглянула в мешочек. А там слитки, небольшие комочки, крупицы и все золото. Откуда это Мария глазам своим не поверила.
Маша, Васька нашел! - захлебываясь от восторга ответил Панкрат. Бабушка, мы вчера с дедом Панкрат там сидели под яблонькой, наши любимый, разговаривали про то, что не где денег взять. Васька рядом, а потом он как прыгнет под дерево и давай рыть, прям как собака.
Мы вначале его оттаскивали, а потом поняли, что он что-то учуял и даже помогать ему начала. Потом раз и мешок рукой нащупал, а раскрыли атом золота. Бабушка, теперь будут деньги на операцию. Господи, да откуда она там - удивилась Мария, а потом вспомнила: У Наташи еще в школе был ухажер Витька, лет на пять.
Он был старшей дочке Марии. Тогда все ругалась, чтобы она с ним не общалась. Он ведь уже взрослый, ведь к. по вахтам ездил куда-то на север.
Говорили, что на приисках. Работал в последний раз после приезда всю ночь в окошко Наташки стучал. так и не вышла. А на следующий день пошел Витька на речку купаться, да и утоп.
Думаешь, Витька спрятал - спросил Панкрат. Больше некому, - ответила Марии. А нам это неважно. Главное, что клад мы нашли и 25 процентов наши, - решил Панкрат на операцию.
Маша, теперь тебе хватит войска нашел - засмеялась Катя. Но ему новую миску купим - улыбнулась Мария. Из того дня все изменилось. На полученные деньги от клады сделали Мария операцию.
Через несколько месяцев вернулась женщина домой, где ее ждали. Катюшка сладкое, Панкрат, конечно. А дочке Наталья только поинтересовалась, откуда деньги мать на операцию нашла. Мария ничего и не сказала, а то не так, то вообще накричала, что ей не до проблем матери своих проблем хватает, кризис, налоги.
ну и пусть живут, как хотят, - решила Мария. А мы с Катюшка из Васькой. После операции Мария прожила еще семь лет. При ее заболевание это было тоже немало.
Операция, конечно, помогла нотой, зараза, что кость людей пачками до сих пор нет избавления. Катюшка за эти годы стала для Марии самой родной, близкой. Она и у гроба была, когда провожали Марию всей деревне в последний путь. Панкрат тоже там был, даже войска на кладбище прибежал проститься со своей хозяйкой.
А вот дочки так и не появились. Нет, появились через два года после смерти Марии. А дело было так. Катя к тому времени вышла замуж за местного механизатора Дмитрий, у них родился сынок.
Жили они в доме Марии. Все у них было хорошо. Панкрат по-прежнему был рядом. На очередную годовщину он пришел к Кате.
Но что соседка, пойдем на кладбище сходим - спросил старик. Да я как раз блинчиков напекла. Сейчас Дима приедет, Илюшкой по будет, а мы сходим к бабе Маше, - кивнула Катя. И тут она увидела во дворе незнакомых женщин.
Они с Панкратов вышли на крыльцо. О, Наташка с Танькой! - изумился Панкрат. Вы чего пожаловали Мы чего - удивилась тощая раскрашенная женщина лет под пятьдесят.
Это наш Татьяной дом, имеем право, да - нагло поддержал ее 2, чуть помоложе и пополнее. Здесь жила наша мама. А вы где были, когда болела ваша мама - спросила Катя. Ой, девушка, вас это не касается.
и терпеливо ответила Наталье: То самое. Но если вам так интересно, у меня с мужем проблемы были, вот развили. Сейчас из Америки пришлось вернуться, а у Тани по работе была куча неприятностей. Нам было не до маминых мелочей.
Мелочей, говорите - возмутился Панкрат. - Мать столько лет болела, даже на похороны не приехали. Неблагодарные! Убирайтесь отсюда, дома все имущество!
Переписаны на Екатерину. Вам тут и битой тарелки не достанется. Деток разбушевался, так погнал гостей со двора, что тем ничего не оставалось, как бежать на остановку. Лишь нарисовались, когда им хвост прижала, - возмущался Панкрат, когда они искать и шли на кладбище.
Да ладно, бог с ними, не переживайте, дедушка, - успокаивала его Катя. жизни каждый получает свое. Дед кивнул в ответ, А Васька, которой также шел на могилку к хозяйке, довольны. Мяукну до каждому по заслугам.