Найти в Дзене
Записки театралки

"Ромео и Джульетта" Гуно в Венской опере с Мариной Ребекой и Хуаном Диего Флоресом

Этот вояж в Вену был в феврале 2016 года.

"Ромео и Джульетта" были главной целью поездки. Правда, поразмыслив над афишей Венской оперы, я всё-таки решила любыми путями проникнуть и на "Русалку", и на "Манон" :)

Конечно, из всех трёх опер эта была самая "дефицитная". Ещё бы, ведь Ромео поёт сам Флорес! :) И билеты на неё поймать было гораздо труднее, чем на "Русалку" и "Манон". То, что Джульеттой заявлена Марина Ребека, которую все очень хвалили и хвалят, я тоже брала в расчёт. Но я никак не ожидала, что именно она будет главной героиней вечера. По крайней мере, для меня :)

Вот такой был состав:

Marco Armiliato | Dirigent
Jürgen Flimm | Regie
Patrick Woodroffe | Bühne und Lichtarchitektur
Birgit Hutter | Kostüme
Renato Zanella | Bewegungsregie
Marina Rebeka | Juliette, Tochter Capulets
Juan Diego Flórez | Roméo
Gabriel Bermúdez | Mercutio
Alexandru Moisiuc | Frère Laurent
Rachel Frenkel | Stéphano
Carole Wilson | Gertrude
Carlos Osuna | Tybalt
Mihail Dogotari | Paris
Marcus Pelz | Grégorio
Il Hong | Capulet
Viktor Shevchenko | Le Duc

И эту оперу я впервые слушала живьём.

 Поначалу мне показалось, что постановка будет вполне канонической: в прологе хор был одет в костюмы эпохи Возрождения. Но потом выяснилось, что это был бал-маскарад, и на самом деле действие происходит в ХХ (или уже в XXI) веке. Джульетта вышла к гостям в платье-рубашонке белого цвета. Вальс пела Кормилице (одетой в японское кимоно), держа в руках бутылку с шампанским и бокал :)

На протяжении всего спектакля режиссёр использовал в мизансценах некое пространство в виде полукруга, подсвеченное изнутри. Короче, эта "долька лимона" (или апельсина) служила балконом Джульетты, её кроватью, ещё чем-то. Долька то поднималась, то опускалась.

В общем, режиссёр меня ничем не удивил. Не знаю, может быть кто-то считает эту постановку удачной, но не я. Но, как выразился один мой знакомый , бывший на следующем спектакле, спасибо хотя бы, что Ромео здесь любит Джульетту, а не Меркуцио :)

Что же касается собственно вокала, то от главной звезды вечера я ожидала большего. Да, Флорес спел прекрасно. Держался он на сцене так, как держится всегда, когда надо петь "про любовь": прижимал руки к груди, раскрывал их в стороны. После арии под балконом встал в позу "Я закончил, жду овацию!". И получил эту овацию :)

В общем, я поначалу никак не могла понять, чего же мне не хватает в этом Ромео. Примерно к середине спектакля до меня дошло: не хватает мне каких-то нюансов. Ровное, красивое пение - это замечательно! И мало кто так может петь. Флорес может :) Но я бы предпочла нечто другое: страсть (даже в ущерб звуку), тоску, да много чего ещё.

Но - грех жаловаться! Я услышала замечательного Ромео, и не знаю, когда услышу ещё Ромео такого уровня. Не являясь знатоком французской оперы, не могу предъявлять к певцам претензии в отношении стиля. Как часто можно прочитать у критиков: "Не был соблюдён стиль произведения, ведь это французская опера и т. п.". Флорес спел так, как спел.

Зато Ребека произвела на меня самое благоприятное впечатление. Ожидала от неё всего, но все мои ожидания певица превзошла.

Во-первых, она была порывистой и дерзкой Джульеттой.
Во-вторых, певица пела очень свободно, и голос её лился без всяких усилий. Вальс прошёл "на ура" :)
Наконец, в-третьих: она пела мощно, если так можно выразиться. Красивый, "девичий" голос, и к тому же громкий - прекрасное сочетание, дающее необычный эффект. Флорес в дуэтах напрягался изо всех сил, чтобы партнёрша его не заглушила. У него это получалось с переменным успехом.

Что касается остальных персонажей, то они меня вполне устроили. Разве что Меркуцио (Gabriel Bermúdez) иногда тонул в оркестре.
Неплоха была и Кормилица -Carole Wilson. В этой опере у Ромео есть паж. Не знаю, зачем Гуно ввел этого персонажа в повествование. Может быть, для того, чтобы начать перепалку между кланами Монтекки и Капулетти, приведшую к убийству Меркуцио и Тибальда? Пажа пела Rachel Frenkel - весьма неплохо.

Претензий к оркестру у меня тоже нет.

Фотографии с поклонов не получились, хотя я очень старалась. Вот кое-что:

Пошли мы к артистическому выходу. Было темно, поэтому почти все фотографии ушли в корзину.

Вот такие были мои первые "живые" "Ромео и Джульетта". А через пару лет я послушала эту оперу в Барселоне :)