Найти в Дзене
АртАкцент

СКРЯБИН "УБИЛ" БОГА

Александр Скрябин - великий мистик среди музыкантов и величайший музыкант среди мистиков. Жизнь и творчество композитора окутано покровом неизъяснимой тайны.
Он сам захотел стать Богом. Впервые – в 20 лет. ► Будучи студентом Московской консерватории, он пожелал доказать, что играет на рояле ничуть не хуже другого ученика Сафонова - Иосифа Левина, который был редчайшим виртуозом.
► У Скрябина же виртуозные данные были весьма скромные, а в придачу он был нЕрвен, мал и худ. Но для состязания выбрал, чуть ли не самые трудные пьесы: балакиревского «Исламея» и «Дон Жуана» Моцарта-Листа.
► До состязания, однако, дело не дошло: Скрябин «переиграл» правую руку, и доктор медицины Захарьин признал это повреждение неизлечимым. Горе было таково, что Скрябин даже написал сонату с похоронным маршем. Но затем выяснилось, что повреждения вовсе не было, а был истерический паралич, вызванный невыполнимостью задачи. Пару недель морских купаний – и болезнь отступила. ► Кто-нибудь другой возблагодарил бы

Александр Скрябин - великий мистик среди музыкантов и величайший музыкант среди мистиков. Жизнь и творчество композитора окутано покровом неизъяснимой тайны.
Он сам захотел стать Богом. Впервые – в 20 лет.

Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".
Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".

► Будучи студентом Московской консерватории, он пожелал доказать, что играет на рояле ничуть не хуже другого ученика Сафонова - Иосифа Левина, который был редчайшим виртуозом.

► У Скрябина же виртуозные данные были весьма скромные, а в придачу он был нЕрвен, мал и худ. Но для состязания выбрал, чуть ли не самые трудные пьесы: балакиревского «Исламея» и «Дон Жуана» Моцарта-Листа.

► До состязания, однако, дело не дошло: Скрябин «переиграл» правую руку, и доктор медицины Захарьин признал это повреждение неизлечимым. Горе было таково, что Скрябин даже написал сонату с похоронным маршем. Но затем выяснилось, что повреждения вовсе не было, а был истерический паралич, вызванный невыполнимостью задачи. Пару недель морских купаний – и болезнь отступила.

► Кто-нибудь другой возблагодарил бы Бога, а Скрябин написал к нему удивительное письмо:

«Кто б ни был Ты, который наглумился надо мной, который ввергнул меня в темницу, восхитил, чтобы разочаровать, дал, чтобы взять, обласкал, чтобы замучить, – я прощаю Тебя... Я всё-таки жив, всё-таки люблю жизнь, люблю людей, люблю ещё больше, люблю за то, что и они через Тебя страдают (поплатились). Я иду возвестить им мою победу над Тобой... Ты дал мне познать мою бесконечную силу, моё безграничное могущество, мою непобедимость, ты подарил мне торжество...»

► Десять лет спустя Скрябин высказался ещё определённее:

«Я ничто, я только то, что я хочу, я Бог. Вселенная, моя игра, игра лучей моей мечты … Восстаньте на меня, Бог, пророки и стихии. Как ты создал меня силой своего слова, Саваоф, если ты не лжёшь, так я уничтожаю тебя несокрушимою силою моего желания и моей мысли. Тебя нет, и я свободен. Улыбка моей блаженной радости, безмерной и свободной, своим сиянием затмила боязливый и осторожный блеск твоих солнц. Ты страх хотел породить во мне, ты крылья обрезать мне хотел. Ты любовь убить хотел во мне – к жизни, то есть и к людям. Но я не дам тебе сделать это ни в себе, ни в других. Если я одну крупицу моего блаженства сообщу миру, то он возликует навеки. Бог, которому нужно поклонение, не Бог».

А. Н. Скрябин и пианист И. Гофман, 1892 Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".
А. Н. Скрябин и пианист И. Гофман, 1892 Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".

ОН ВООБРАЗИЛ СЕБЯ МЕССИЕЙ…

► Учение его было просто, как яйцо. Он вообразил себя единственно существующим, творцом вселенной, прошлого и будущего. Он вообразил, что все прошедшие поколения тосковали о нём. «Но почему же тогда не всё в мире складывается так, как Вы хотите?» – спрашивали его. – «А это затем, чтобы мне не было скучно». – «Но кто-нибудь другой может объявить себя Богом!» «Это невозможно, потому что Бог – это Я».

► И он возжелал, чтобы вселенная признала в нём бога. Погибла в нём и в нём же возродилась. Он возжелал овладеть миром, как женщиной: «...я изласкаю, я истерзаю тебя, истомившийся мир, и потом возьму Тебя. И в этом Божественном акте я познаю Тебя единым со мною. Я дам Тебе познать блаженство».

► Он вообще не знал никакой «чужой» музыки, кроме Шопена (которого играл в консерватории), потому что не любил её. Вся мировая культура казалась ему невероятно скучной по сравнению с его собственными творениями, и вследствие этого возможность наслаждаться искусством была для него потеряна.

В сущности, это беда многих художников; но многие ли, подобно Скрябину, способны признаться в своих сокровенных мыслях? Кто из них скажет: «Я вершина», – не боясь всей комичности такого утверждения?

Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".
Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".

«Я МОГУ ЛЮБИТЬ ТОЛЬКО СКРЯБИНА»

► ...Прославленный пианист Артур Рубинштейн, в ту пору 18-летный юноша, познакомился со Скрябиным в Париже. Его отрекомендовали Скрябину, как «одного из самых горячих Ваших поклонников», и Скрябин необычайно оживился, заслышав в устах молодого пианиста русскую речь. «Пойдёмте, я приглашаю Вас выпить чаю», – сказал он. А Рубинштейна как-то вдруг поразили его «холодные карие глаза, которые, казалось, ничего вокруг себя не видят».

► Когда они пришли в кафе, Скрябин, со снисходительной улыбкой гения и как бы заранее зная ответ, спросил: «Кто Ваш любимый композитор?». Рубинштейн ответил: «Брамс». И тут со Скрябиным случилось нечто страшное. Он ударил кулаком об стол и завопил: «Как??? Неужели Вы можете одновременно любить этого ужасного композитора – и меня??? Когда я был в Вашем возрасте, я считался шопенистом, но сейчас я могу любить только Скрябина!» И буквально вылетел из кафе, оставив своего нового знакомца наедине с неоплаченным счётом.

► Однако в тот же вечер Рубинштейн испытал чувство глубокого и мстительного удовлетворения, присутствуя на представлении скрябинской «Поэмы экстаза» (А-А: очевидно некоторой части неоконченной поэмы). Тот вечер закончился грандиозным скандалом. Солидные люди, композиторы Дюка и Форе, взгромоздившись на кресла, с упоением свистели в два пальца. Но Рубинштейну вещь понравилась чрезвычайно – что свидетельствует о широте его души.

А. Н. Скрябин и Т. Ф. Шлёцер-Скрябина, 14 марта 1910 г., Берлин, у Менцеля (фрагмент) Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".
А. Н. Скрябин и Т. Ф. Шлёцер-Скрябина, 14 марта 1910 г., Берлин, у Менцеля (фрагмент) Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".
Скрябин А. Н. и Шлёцер Т. Ф. на обеде в честь Ф. И. Шаляпина у Метцля Л. М. 14 марта 1910 г. Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".
Скрябин А. Н. и Шлёцер Т. Ф. на обеде в честь Ф. И. Шаляпина у Метцля Л. М. 14 марта 1910 г. Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".

В последние годы единственной целью Скрябина была «Мистерия» – грандиозное сочинение, осуществляющее в себе гибель (а тем самым, якобы, и спасение) мира. Для его исполнения он мечтал построить в Индии храм. Случайно ли, что Бог упредил столь дерзостное – а впрочем, во всех смыслах неисполнимое – намерение?..

За свою короткую жизнь композитор осознал, что ему удалось прикоснуться к великой тайне искусства. Он понял, что музыка — это магическая действенная энергия, которая может изменить сознание человека, а, следовательно, и весь материальный мир.

А. Н. Скрябин в классе Н. С. Зверева конец 1880-х гг.
Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Черняев, Фёдор Кёнеман, Матвей Пресман. В центре Н. С. Зверев.
Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".
А. Н. Скрябин в классе Н. С. Зверева конец 1880-х гг. Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Черняев, Фёдор Кёнеман, Матвей Пресман. В центре Н. С. Зверев. Фото: Музей Скрябина. Выставка "Такой разный Скрябин".

Источник: Юлия Андреева - jandrejeva.livejournal

Подписывайтесь на наш канал: https://www.youtube.com/channel/UCb5ReNoZiCdt_G68I3tk1TQ

Вступайте в группу в ВКонтакте: https://vk.com/art_akcent