Найти тему
Ути-пути Бусинки

Книги, которые мы советуем: Джанни Родари "Грамматика фантазии"

Из личного архива
Из личного архива

Если вы думаете, что Родари писал только истории для детей, то вы ошибаетесь. Благодаря ему на свет появился "учебник" фантазии, хотя сам он и был против подобной формулировки.

Самый главный плюс книги в том, что это практически сборник рекомендаций по развитию фантазии ребенка в игре и сказке. Мне эта книга была любопытна, в первую очередь, как педагогу, но она будет интересна любому, кто работает с детьми или у кого они есть. 

Здесь я приведу лишь несколько понравившихся рекомендаций Родари. 

Итак, какие методы, способы и игры предлагает Родари для развития фантазии и вообще для веселого времяпрепровождения с ребёнком. Поехали.

🌿Волшебный мешочек

Игра предельно простая. Хороша и для дошкольников, примерно лет с 5 и для младших школьников будет интересна. Нечто подобное я применяю с детьми в своей практике. Суть игры: в мешочек (конечно же волшебный) кладутся различные картинки (я разобрала детские пластмассовые кубики): транспорт, фрукты, сказочные герои - вообщем всё подряд. Каждый ребёнок или же взрослый и ребенок по очереди вытягивают по одной картинке и пытается присоединить её к уже имеющемуся рассказу. Например я вытащила картинку с вертолетом: "В глубине леса на опушке стоял голубой вертолёт", ребенок следом вытягивает картинку с цветами: "девочка Маша пошла в тот лес собирать цветы для мамы и вот, когда она уже собрала букет, она пришла на опушку и увидела вертолёт". 

Конечно, приведенный вариант продолжения, составленный ребенком - очень развернутый. На первых порах вы будете получать что-то вроде: "в вертолёте лежали цветы". Инициатива будет лежать на вас, так что вам придется подавать пример, подключая всю свою фантазию и, постепенно, ребенок обязательно будет усложнять свои "части сказки". 

🌿 "Выложи карты на стол" 

Одна из самых прекрасных игр, приведенных в книге. Ориентированна на детей постарше - младших школьников и даже учащихся средней школы. Но дошкольникам тоже может быть интересно.

Здесь сразу оговорю, что идея принадлежит не самому Родари. Эта игра была впервые описана в книге с крайне забавным названием - "Я был деревом (а ты конем)", в главе "Сорок с лишним игр для школьной жизни". Игра эта предельно проста, а её смысл заключается в том, чтобы придумать или проиллюстрировать рассказ. Но делается это с использованием колоды карт самостоятельно заранее заготовленных (50 штук), на картах помещаются различные изображения: картинки и фотографии, вырезки из журналов и газет. Задача каждого играющего - вытащить карту и интерпретировать изображение на ней, связав в единый рассказ. Последнему играющему достается важная задача - придумать концовку.

Вы скажите, что она похожа на предыдущею - не спорю. Но волшебный мешочек - это лишь примитивный вариант "Выложи карты на стол". Существенное отличие от волшебного мешочка в том, что здесь рассказ должен быть похож на рассказ. А суть в том, чтобы именно интерпретировать иллюстрацию на карте. Не забывайте, что колода готовится самостоятельно, а значит именно вы сами решаете, что на картах будет изображенно. Это ведь может быть целый коллаж. Более того, будет хорошо, если последовательность событий будет как-то визуально фиксироваться на стенде или на листе, чтобы после окончания дети (или взрослые) могли пересказать полученный рассказ.

В ходе игры необязательно использовать все карты. Наоборот, вся суть в том, что ты никогда не знаешь, какой набор выпадет и как его придется интерпретировать.

🌿 Сказка наоборот или перевирание сказки

Вообще Родари очень много глав посвящает сказкам и тому, что с ними можно делать. Я остановлюсь лишь на нескольких простых методах.  

Перевирание сказки. Что было бы если волк не ел козлят, а это они обижали волка; Красная Шапочка была злой и нехорошей, а волк напротив добрым; Колобок не уходил от бабушки с дедушкой, а выгнал их из дома и так далее. Порассуждайте с ребёнком и попробуйте представить, какой была бы история. Сначала скорее всего ребенок вас не поймет. Но впоследствии это может стать одной из самых любимых игр в дороге.

Второй вариант "использования" знакомых сказок - это введение новых героев/предметов в знакомую сказку. К примеру, что если в сказке про Красную Шапочку был вертолёт? Сначала попробуйте сами. Предложите ребенку рассказать вам сказку про колобка/зайца/Красную Шапочку - словом любую ему в деталях известную. А затем попросите его назвать вам любое слово (существительное) - к примеру, лошадь. И переделайте знакомую сказку, пусть колобок ускачет от лисы на лошади, или лошадь доставит Красную Шапочку до домика бабушки. А потом предложите проделать то же самое ребенку - только слово загадайте сами.

Это, конечно, далеко не все методы, приведенные Родари. Он рассказывает и про сочинение загадок, и про "карты Проппа", про "открытые" рассказы и "фантастический бином". Надо ли говорить, что все эти способы - не только способствуют развитию фантазии, но и оказывают существенную помощь в развитии речи детей. 

Так что, уважаемые родители и педагоги, Джанни Родари "Грамматика фантазии" - книга, которую мы советуем.