Если вы думаете, что Родари писал только истории для детей, то вы ошибаетесь. Благодаря ему на свет появился "учебник" фантазии, хотя сам он и был против подобной формулировки.
Самый главный плюс книги в том, что это практически сборник рекомендаций по развитию фантазии ребенка в игре и сказке. Мне эта книга была любопытна, в первую очередь, как педагогу, но она будет интересна любому, кто работает с детьми или у кого они есть.
Здесь я приведу лишь несколько понравившихся рекомендаций Родари.
Итак, какие методы, способы и игры предлагает Родари для развития фантазии и вообще для веселого времяпрепровождения с ребёнком. Поехали.
🌿Волшебный мешочек
Игра предельно простая. Хороша и для дошкольников, примерно лет с 5 и для младших школьников будет интересна. Нечто подобное я применяю с детьми в своей практике. Суть игры: в мешочек (конечно же волшебный) кладутся различные картинки (я разобрала детские пластмассовые кубики): транспорт, фрукты, сказочные герои - вообщем всё подряд. Каждый ребёнок или же взрослый и ребенок по очереди вытягивают по одной картинке и пытается присоединить её к уже имеющемуся рассказу. Например я вытащила картинку с вертолетом: "В глубине леса на опушке стоял голубой вертолёт", ребенок следом вытягивает картинку с цветами: "девочка Маша пошла в тот лес собирать цветы для мамы и вот, когда она уже собрала букет, она пришла на опушку и увидела вертолёт".
Конечно, приведенный вариант продолжения, составленный ребенком - очень развернутый. На первых порах вы будете получать что-то вроде: "в вертолёте лежали цветы". Инициатива будет лежать на вас, так что вам придется подавать пример, подключая всю свою фантазию и, постепенно, ребенок обязательно будет усложнять свои "части сказки".
🌿 "Выложи карты на стол"
Одна из самых прекрасных игр, приведенных в книге. Ориентированна на детей постарше - младших школьников и даже учащихся средней школы. Но дошкольникам тоже может быть интересно.
Здесь сразу оговорю, что идея принадлежит не самому Родари. Эта игра была впервые описана в книге с крайне забавным названием - "Я был деревом (а ты конем)", в главе "Сорок с лишним игр для школьной жизни". Игра эта предельно проста, а её смысл заключается в том, чтобы придумать или проиллюстрировать рассказ. Но делается это с использованием колоды карт самостоятельно заранее заготовленных (50 штук), на картах помещаются различные изображения: картинки и фотографии, вырезки из журналов и газет. Задача каждого играющего - вытащить карту и интерпретировать изображение на ней, связав в единый рассказ. Последнему играющему достается важная задача - придумать концовку.
Вы скажите, что она похожа на предыдущею - не спорю. Но волшебный мешочек - это лишь примитивный вариант "Выложи карты на стол". Существенное отличие от волшебного мешочка в том, что здесь рассказ должен быть похож на рассказ. А суть в том, чтобы именно интерпретировать иллюстрацию на карте. Не забывайте, что колода готовится самостоятельно, а значит именно вы сами решаете, что на картах будет изображенно. Это ведь может быть целый коллаж. Более того, будет хорошо, если последовательность событий будет как-то визуально фиксироваться на стенде или на листе, чтобы после окончания дети (или взрослые) могли пересказать полученный рассказ.
В ходе игры необязательно использовать все карты. Наоборот, вся суть в том, что ты никогда не знаешь, какой набор выпадет и как его придется интерпретировать.
🌿 Сказка наоборот или перевирание сказки
Вообще Родари очень много глав посвящает сказкам и тому, что с ними можно делать. Я остановлюсь лишь на нескольких простых методах.
Перевирание сказки. Что было бы если волк не ел козлят, а это они обижали волка; Красная Шапочка была злой и нехорошей, а волк напротив добрым; Колобок не уходил от бабушки с дедушкой, а выгнал их из дома и так далее. Порассуждайте с ребёнком и попробуйте представить, какой была бы история. Сначала скорее всего ребенок вас не поймет. Но впоследствии это может стать одной из самых любимых игр в дороге.
Второй вариант "использования" знакомых сказок - это введение новых героев/предметов в знакомую сказку. К примеру, что если в сказке про Красную Шапочку был вертолёт? Сначала попробуйте сами. Предложите ребенку рассказать вам сказку про колобка/зайца/Красную Шапочку - словом любую ему в деталях известную. А затем попросите его назвать вам любое слово (существительное) - к примеру, лошадь. И переделайте знакомую сказку, пусть колобок ускачет от лисы на лошади, или лошадь доставит Красную Шапочку до домика бабушки. А потом предложите проделать то же самое ребенку - только слово загадайте сами.
Это, конечно, далеко не все методы, приведенные Родари. Он рассказывает и про сочинение загадок, и про "карты Проппа", про "открытые" рассказы и "фантастический бином". Надо ли говорить, что все эти способы - не только способствуют развитию фантазии, но и оказывают существенную помощь в развитии речи детей.
Так что, уважаемые родители и педагоги, Джанни Родари "Грамматика фантазии" - книга, которую мы советуем.