Принято считать, что снимать кино и уж тем более сниматься в нём должны люди без физиологических недостатков. Но были в истории советского кинематографа и обратные примеры, которые показывают, что человек может одержать победу над собственными физиологическими изъянами. А иногда они страшно ломали судьбы.
Исполнитель роли знаменитого лейтенанта Коломбо американский актёр Питер Фальк не имел левого глаза. Он лишился его ещё в юные годы, парню поставили стеклянный протез. Сам Фальк этого никогда не скрывал в интервью, и данный дефект не помешал ему сделать успешную карьеру. В советском кинематографе подобного рода откровенность почти не практиковалась. Наши артисты или режиссеры не рассказывали в интервью о собственных физиологических изъянах, хотя это и могло бы, наверное, послужить ободряющим примером для простых граждан с инвалидностью, как это стало с историей Алексея Маресьева.
Впрочем, некоторые из таких изъянов было трудно или невозможно скрывать. Самый яркий пример - фильм "Служили два товарища" Евгения Карелова, где в роли красного командира снялся некий Б Силантьев. Приходится употреблять слово "некий", поскольку ни в каких источниках до сих пор не удаётся обнаружить, что это был за человек, откуда он взялся и как его имя (предположительно - Борис). В других кинолентах он замечен не был, а пригласил его Евгений Карелов исключительно для одной сцены - когда лихого красного командира сажают на коня, и зрители видят, что у мужчины нет ног. У Б. Силантьева их действительно не было. Существует множество статей и даже документальных фильмов, посвящённых этой культовой картине, но нигде не рассказывается про Силантьева. На экране он выглядит весьма убедительно, и остаётся лишь догадываться, был ли этот мужчина профессиональным артистом или любителем, которого Карелов пригласил специально из-за инвалидности.
Не имел одной ноги прославленный советский кинорежиссёр, народный артист СССР Станислав Ростоцкий, который снял такие фильмы, как "Дело было в Пенькове", "Доживём до понедельника", "А зори здесь тихие", "Белый Бим Чёрное ухо". Ногу он потерял ещё во время войны, впоследствии всю жизнь посещал протезные мастерские, где ему время от времени заменяли устаревший протез на более удобную разновидность. В его дневниках масса историй из этих мастерских о встречах с различными советскими инвалидами, про их нелёгкие судьбы. Ростоцкий кроме близких и друзей никому о своей ноге не говорил и всячески стремился вести полноценную жизнь. Обожал купаться, лазать по горам, что для человека с протезом было довольно сложно, путешествовать, много ходил пешком. Режиссёр прожил насыщенную жизнь, снял несколько замечательных фильмов и вошёл в историю мирового кино. Это редкий пример того, как человек уже пришёл в профессию инвалидом.
Война актёра Анатолия Папанова, также будущего народного артиста СССР, продолжалась всего несколько месяцев. Зимой 1941-42 он был отправлен в стрелковую маршевую роту на самое "горячее" направление, принимал участие в наступлении в районе Изюма, после которого последовала "Харьковская катастрофа". Маршевая рота была связана с тем, что Папанов и его друг студентов ВГИКа Рафаевич были осуждены на шесть лет военным трибуналом за самоволку. Однако самой катастрофы и окружения Папанов уже не застал. 24 марта 1942 года перед боем он заскочил в блиндаж погреться, и почти сразу последовал взрыв. Папанов единственный из всех выжил. Однако ему ампутировали два пальца на изуродованной осколками правой ступне и с третьей группой инвалидности после шести месяцев госпиталей комиссовали. Это не помешало передвигавшемуся с палочкой Анатолию окончить ГИТИС, поступить на службу в Театр Сатиры, успешно работать в кино и в театре. Вскоре он уже мог на сцене и на экране бегать, танцевать, выполнять трюки. Ни разу Папанов не сказал режиссерам "нет" на просьбу выполнить различные сложные физические действия перед камерой, не сослался на боль. Никто и не догадывался о том, насколько тяжело актёру приходится при исполнении различных сцен, требующих интенсивных движений.
А вот с актёром Николаем Смирновым всё произошло по-другому. Он в 1943 году поступил в Щепкинское театральное училище совершенно здоровым, по окончанию вуза служил в Новочеркасском театре драмы, затем в нескольких других театрах. Нигде его карьера дальше эпизодов не шла, и с 1955 года Смирнов начал сниматься только в кино. Стартовал он на большом экране отлично - с крупной роли Петра Мелехова в знаменитом фильме "Тихий Дон" Сергея Герасимова. Но после такого взлёта вновь последовали работы, которые даже не упоминались в титрах. Смирнов мучительно это переживал и в 1962 году даже решил свести счёты с жизнью, бросившись под поезд. Он не погиб, ему только полностью оторвало левую руку, и после этого Смирнов... вдруг стал востребованным артистом. Роли следовали одна за другой, поскольку однорукий герой становился ярким пятном в фильме. В результате, ещё в течение 30 лет Смирнов активно снимался в кино, хотя по-прежнему не играл крупных ролей. Здесь вы можете посмотреть небольшой фильм с участием этого артиста под названием "Тут, недалеко". Главную роль в нём исполняет Юрий Никулин - это малоизвестная его работа.
Во время войны будущий актёр Павел Луспекаев едва не лишился руки после того как разрывная пуля раздробила локтевой сустав. Юный Павел запретил хирургу ампутацию, выздоровел и вернулся к партизанам. Он также сильно обморозил ноги, когда в разведывательном рейде несколько часов пролежал в снегу. Это привело к ухудшению кровообращения. Уже в 26 лет ему поставили диагноз атеросклероз сосудов ног, а потом начались ампутации. Вначале отрезали фаланги нескольких пальцев на ногах, и 1 марта 1965 года Луспекаева отправили на пенсию по инвалидности. Потом пальцы ног пришлось ампутировать полностью, что вызывало мучительные фантомные боли, требовавшие приёма сильнодействующего наркотика и породившие зависимость (до 15-16 ампул в день). По личной просьбе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой во Франции для Луспекаева изготовили специальные протезы. Однако болезнь прогрессировала, приходилось делать всё новые операции. На съёмках "Белого солнца пустыни" жена носила за Павлом Борисовичем складной стул, так как ему с большим трудом давался каждый шаг и требовался частый отдых. Он умер от разрыва аневризмы аорты в Москве, не дожив нескольких дней до 43-го дня рождения.
Снимались в советском кино и полностью глухие люди. Например, в ленте Василия Шукшина "Ваш сын и брат" роль Веры Воеводиной, глухонемой дочери Ермолая Воеводина, исполнила актриса Марта Грахова. Она стала первым глухим киноартистом в истории СССР. Слух Марта потеряла после менингита ещё в 7 лет, в юности приехала в Москву, когда прочитала о наборе в студию при Театре мимики и жеста в журнале "Жизнь глухих". Служила в этом театре около 30 лет, снималась в документальных и художественных картинах. Получила звание заслуженной артистки РСФСР. Сейчас Марта Михайловна работает в одной из московских школ и продолжает ставить спектакли. Работал в кино и глухой актёр Геннадий Митрофанов. В частности, он сыграл роль юродивого в картине 1986 года "Борис Годунов", поставленной Сергеем Бондарчуком. Уроженец посёлка Порт-Ильич (ныне Лиман) в Азербайджане Митрофанов занимался спортивной гимнастикой, даже входил в сборную Украины среди глухих. Слух он потерял в два года после простуды. Впоследствии также окончил студию при Театре мимики и жеста, где и служил всю жизнь.
Если инвалидность наступала уже в зрелом возрасте, это нередко приводило к трагедиям. Актриса Театра имени Вахтангова Лариса Пашкова попала в тяжёлую автомобильную катастрофу вскоре после 40, едва получив звание народной артистки РСФСР. Из-за аварии одна нога у неё стала короче другой более чем на 15 сантиметров. Для многих ее коллег это могло бы стать концом карьеры, но Пашкова слишком любила сцену. После длительного творческого простоя она триумфально вернулась в родной театр, который специально для неё поставил пьесу "Западня" по Эмилю Золя. Здесь она играла роль хромоножки по имени Жервеза. Актриса продолжала мужественно выходить на сцену и играть в кино. Настоящим ударом для неё стала не инвалидность, а арест обожаемого супруга - директора "Союзгосцирка" Анатолия Колеватова, который очень многое сделал для поддержки жены в её самый сложный период. Он был приговорён к 15 годам лишения свободы за взятки в рамках знаменитых андроповских антикоррупционных дел начала 1980-х годов. Утверждалось, что Колеватов за деньги решал вопросы отправки в долгие заграничные гастроли звёзд советского цирка. Хотя его освободили досрочно, он уже не увиделся с любимой женой. Лариса Пашкова покончила с собой, наглотавшись таблеток, 14 февраля 1987 года. Через много лет этот день в России начнут вслед за западными странами отмечать, как праздник всех влюблённых.
Не менее трагически сложилось и судьба блистательного характерного советского актёра театра и кино Константина Григорьева, которого мы помним по главным ролям в таких фильмах, как "Трактир на Пятницкой", "Раба любви" и "Остров сокровищ". Его карьера шла по нарастающей, этого ленинградского артиста кинорежиссёры приглашали наперебой, а Олег Ефремов позвал к себе во МХАТ. Однако 17 февраля 1984 года на праздновании 47-го дня рождения Григорьев получил несколько ударов по голове от неизвестных людей. По слухам, он обидел какую-то компанию за соседним столиком, а когда вышел на улицу покурить, те решили отомстить. Две недели Григорьев пролежал в коме, после этой трагедии он уже не мог нормально разговаривать - речевые навыки необратимо нарушились. Хотя Ефремов не выгонял его из МХАТа, на сцену Григорьев не выходил даже в ролях без слов. А в 1991 году он снялся в картине Александра Соловьёва (вскоре трагически погибшего) "По Таганке ходят танки", сыграв бессловесную роль шизофреника по кличке Миклухо-Маклай – это его последняя работа в качестве актера. В начале 1990-х Григорьев вернулся в родной Санкт-Петербург, долгие годы жил один в "хрущёвке", сильно нуждался. В феврале 2007 года он умер от злокачественной опухоли. Несчастья происходили и с близкими ему людьми. Так, вскоре после развода с Григорьевым его вторая жена скончалась от тяжелой болезни, а их общая дочь Екатерина в 1995 году упала из окна и погибла.