Я уже писала о стиле mid-century modern — «модерн середины века» — и его возвращении в моду. Но вы когда-нибудь задумывались, почему модернистская мебель и по сей день не выглядит старомодно, почему она актуальна и в наши дни и порой отлично вписывается в «икеевские» интерьеры? А всё потому, что, по сути, за прошедшие 70 лет ничего не поменялось. И в этой статье я расскажу о советском модернистском подходе к обустройству жилища, которым мы руководствуемся и по сей день. Читайте до конца!
От коммуналок — к отдельным квартирам
После окончания Второй мировой войны с середины 1950-х годов началось масштабное строительство благоустроенных квартир для отдельных семей, которые пришли на смену коммунальному жилью.
1956 год был переломным во многих сферах. Это было преддверие XX съезда КПСС, где было раскритиковано сталинское домостроение, и коренных реформ в политике, идеологии и промышленности. На смену сталинской монументальной эпохе приходил лёгкий и прагматичный хрущёвско-брежневский модернизм.
1960-е годы стали временем «оттепели» и оптимизма. В связи с размахом жилищного строительства и переходом на новые технологии хрущёвско-брежневской эпохи естественным образом сформировался спрос на обустройство нового жилища, что не могло не отразиться на полном пересмотре отношения к интерьеру и мебельному проектированию.
Новый подход к обустройству отдельных квартир
Если в коммунальной квартире по причине тесноты не было особых целей создать в интерьере какой-то единый стиль, то с появлением отдельных квартир стало возможным оформление в единой композиции. Появилось стремление к цельности интерьера и комфорту.
Принципиальные отличие построения интерьера коммунальных и отдельных квартир:
- В коммунальных квартирах композиция строилась от центра комнаты, который обыкновенно занимал стол с абажуром над ним, а вокруг него располагались все остальные предметы мебели.
- В новом отдельном жилье появилась возможность зонирования, поэтому столы чаще располагали вдоль стен или окон (для работы в комнате, на кухне), остальная мебель также размещалась функциональными группами.
Но при этом следовало учитывать малогабаритность новых квартир, сниженные потолки, отсутствие декоративной отделки – всё это наложило отпечаток на формирование нового стиля. Актуальными стали наборы секций и модулей с лаконичными формами. На смену захламлённости коммуналок пришло стремление к минимализму. А с появлением пространства в отделке сдаваемых квартир всё чаще использовались светлые обои — либо однотонные, либо с мелким ненавязчивым рисунком — то, за что сейчас все резко полюбили «сканди».
Ничего не напоминает? Массовая доступность, функциональность, серийность мебели и комплексный подход к обустройству жилья — это тот самый эффект, который до сих пор производит ИКЕА. Подобные настроения в послевоенное время витали тогда во всём мире, и Ингвару Кампарду (основателю шведской компании) удалось поймать эту волну. Даже по вышеприведённым фото можно подумать, что это экспозиция Икеи, хотя на советском рынке её тогда не было и в помине.
Производство мебели нового типа
Таким образом, в эти годы произошёл переход от штучного выпуска мебели для комнат в коммуналках к массовым тиражам стильной мебели для новых отдельных квартир.
Конструкторам был поставлен социальный заказ по выпуску миллионных тиражей мебели, оборудования и оснащения нового жилого интерьера.
Тогда же были созданы Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ) и Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В городах открывались конструкторские бюро, в ВУЗах появлялись кафедры, готовящие специалистов по дизайну интерьера и мебели. Термина «дизайн» тогда ещё, правда, в СССР не было, его тогда называли «художественным конструированием».
Начиная с первой послевоенной выставки в 1956 году и до конца 1960-х в СССР состоялось восемь выставок, на которых демонстрировались достижения мебельного дизайна и индустрии всей страны.
В 1965 году на ВДНХ состоялась масштабная выставка «Мебель-65», где впервые были представлены серии мебели в минималистичном стиле с использованием таких новых материалов, как ДСП (древесно-стружечные плиты) и поролон. Эти материалы стали основой массового производства.
Массив применяли лишь в деталях в качестве акцентов, в стульях и креслах. Тогда же вошёл в моду натуральный и искусственный шпон. Мебель с первым ценится среди любителей реставрации и по сей день, потому что в продаже натурального шпона сейчас всё меньше, а второе, понятное дело, ценности не представляет и реставрации не подлежит.
Введение новых материалов, упрощение форм, отказ от излишних украшательств и повышение функционала — всё это и есть основные характеристики модерна середины века:
Актуальность интерьеров 60-х
Так мода ли сейчас на ретро или же это переосмысление старых добрых принципов?
Мне кажется, что второе, потому что современные квартиры больше не становятся (а то и меньше, учитывая «студии»). По-прежнему жители нуждаются в функциональной, удобной и стильной мебели, и на все эти запросы отвечает модерн, ответвлением которого стал и скандинавский стиль.
Современный интерьер — это не что-то новое, спорящее с советскими «бабушкиными» интерьерами. Все эти принципы были заложены ещё 70 лет назад и в какой-то момент подзабыты под влиянием перестройки и кича 90-х. И лишь сейчас мы начинаем вспоминать и снова ценить.
А вы как думаете?
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА ЛАЙКОМ, ЕСЛИ СТАТЬЯ ПОНРАВИЛАСЬ!
А если вы хотите отблагодарить автора любой посильной суммой, сделать это можно по ЭТОЙ ССЫЛКЕ.
Больше интересного о винтаже, советской архитектуре, реставрации и ремонте своими руками – в моём блоге. Подписывайтесь!