Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Творчество Владимира Егоровича Маковского, часть 5

Продолжим рассмотрение жанровых картин художника.

Варят варенье. 1876, Холст, масло. 33 x 49 см, ГТГ,  Маковский Владимир Егорович
Варят варенье. 1876, Холст, масло. 33 x 49 см, ГТГ, Маковский Владимир Егорович

Маковский часто писал идиллические сценки, согретые добродушным и безобидным юмором. Такова его картина "Варят варенье". В картине легкий комизм всей сценки заключён в той важной серьёзности, с какой люди предаются своему занятию. Характеристики очень метки. Сосредоточенное лицо старика, вынимающего косточки из вишен, жест его рук, типичная для дальнозоркого человека поза схвачены чрезвычайно живо. По всему видно, что это человек мягкий, покладистый. В его облике есть портретное сходство с отцом художника Е.И.Маковским. Не менее живо охарактеризована и старушка. Её сосредоточенное лицо, уверенное движение руки, помешивающей варенье, - всё говорит о том, что она прекрасно знает свое дело и умело руководит им. В отличие от старика, примостившегося на краю табуретки в несколько напряженной позе, она сидит крепко, спокойно.

В картине удачно передан солнечный свет. В отличие от предшествующих картин тени стали прозрачнее, в колорите больше цельности, мягче даны предметы дальнего плана. Видно, что Маковского волнует проблема пленэра, как и многих современных ему живописцев. К успешном решению этой задачи он придёт в произведениях конца 80-х начала 90-х годов.

Поздравление с ангелом. 1878, холст, масло, Серпуховский историко-художественный, музей. Маковский Владимир Егорович
Поздравление с ангелом. 1878, холст, масло, Серпуховский историко-художественный, музей. Маковский Владимир Егорович

⠀В картине "Поздравление с ангелом" также изображена идиллическая сцена. Все в ней дышит теплом человеческих отношений, глубокой привязанностью и трогательной нежностью друг к другу этих двух стариков — именинника в халате и домашних туфлях и идущую к нему навстречу старушку, возвращающуюся из церкви.⠀

"Самовар уже кипит на столе, чашки ждут и Филемон с Бавкидой тотчас займутся делом... А между тем как эти седые приятели наклонились друг к другу, как они кротко и любовно смотрят друг другу в глаза, какая тихая, незлобивая, удаленная от всей Европы, жизнь сказывается в этом уголке". ⠀

По духу изображенная сцена близка к "Старосветским помещикам" Гоголя. Колорит картины строится на гармоничном сочетании коричневых, золотистых и розовых тонов.⠀

Маковский Владимир (1846-1920), ДРУЗЬЯ-ПРИЯТЕЛИ, 1878, Размер - 57,6 x 78,8, х.м.
Маковский Владимир (1846-1920), ДРУЗЬЯ-ПРИЯТЕЛИ, 1878, Размер - 57,6 x 78,8, х.м.

Собравшиеся уже немолодые люди поют под гитару с чисто юношеским воодушевлением. Удачная фигура гитариста, выступившего вперёд и самозабвенно аккомпанирующего, удачен образ человека в центре картины. Привстав и наклонившись над столом, он дирижирует хором. Для этой фигуры Маковскому позировал его отец.

«”Друзья-приятели” – это премилая вещь, нечто в федотовском роде: <…> Сколько тут комизма и характерности!» – отзывался о картине критик Владимир Стасов. Другие современники стремились определить название музыкального произведения. Романс на слова Алексея Мерзлякова «Среди долины ровныя…», по мнению одного из авторов, мог бы дать второе название картине.

"Толкучий рынок в Москве", 1879
"Толкучий рынок в Москве", 1879

Живя в Москве, Маковский находил неисчерпаемый материал для жанровых картин. Желание запечатлеть типические стороны современного ему городского быта привело Маковского к работе над темой "Толкучий рынок в Москве". Художник усердно собирал материал для этой картины, писал этюды фигур и композиции целых сцен, создавал фрагменты, доведенные до полной законченности.

Художник решил изобразить большую уличную толпу, показать множество характерных типов. Он сделал попытку выйти за рамки замкнутого пространства и создать многофигурную на открытом воздухе.

Маковский приступил к написанию маслом отдельных больших этюдов, представляющих собою целые сцены, тщательно проработанные в деталях. Впоследствии эти этюды почти полностью были перенесены в картину.

Обед. 1875, Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве", Холст, масло. 71 x 108 см, ГТГ, Маковский Владимир Егорович
Обед. 1875, Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве", Холст, масло. 71 x 108 см, ГТГ, Маковский Владимир Егорович

Самым ранним из таких этюдов является "Обед". На нем изображен "обжорный ряд" с дощатыми столами, за которыми сидят крестьяне в лаптях, с котомками за плечами и плетеными корзинами в руках. Крепкие, бодрые, привлекающие к себе здоровьем и силой, они с аппетитом едят из мисок деревянными ложками. Лица приветливо улыбающихся крестьянский девушек дышат свежестью. Резкий контраст крестьянским образам составляет фигура горожанина, стоящего за спиной у одного из крестьян и заглядывающего в миску, из которой тот ест. Незаметно для окружающих он тащит что-то из корзины...

Продавец кваса. 1879, Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве", Холст, масло. 75 x 52 см, ГТГ, Маковский В.Е.
Продавец кваса. 1879, Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве", Холст, масло. 75 x 52 см, ГТГ, Маковский В.Е.

"Продавец кваса" представляет собой характерную сценку в Китай-городе на фоне церкви Владимирской Богоматери и угловой башни. Типы завсегдатаев толкучки метко схвачены художником. Хорошо передано на лице молодого сапожника нетерпеливое ожидание. Напряженно, молча следит он за продавцом, наливающим квас в бутылки.

Маковский Владимир (1846-1920), ШАРМАНЩИК, 1879, 77,7 x 96, этюд
Маковский Владимир (1846-1920), ШАРМАНЩИК, 1879, 77,7 x 96, этюд
"Толкучий рынок в Москве", фрагмент
"Толкучий рынок в Москве", фрагмент

Грустную ноту в общую характеристику толпы вносит образ шарманщика. Его шарманщик — человек измученный беспросветной жизнью, согнувшийся под своей тяжелой ношей. Печальны лица мальчика и девочки, уличных танцоров, следующих за ним, не глядя на толпу, которая рассматривает их с любопытством.

В этом этюде, в этюде "Продавец кваса" передан солнечный свет, заливающий все пространство площади.

Картина «Толкучий рынок в Москве» была представлена на 8-ой передвижной выставке в 1880 году и на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Произведение привлекло особое внимание отечественной и зарубежной прессы (по мат-м ГТГ и В.Журавлевой).

🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам интересна то прошу вас сообщить мне об этом, поставив лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.