Карл Фаберже не считал себя ни предпринимателем, ни коммерсантом, ни даже просто ювелиром. Он называл себя художником.
А мог бы называть и волшебником. Нисколько не погрешил бы против истины. Благодаря своему таланту и нестандартным подходам к созданию украшений Фаберже превратил ювелирное ремесло в настоящую магию.
Его работы отличались не только качеством исполнения, но и разнообразием техник и материалов.
Величайший вклад Карла Фаберже в ювелирное искусство – использование цвета. Цвет был для него не просто декоративным элементом, а способом передать определенную эмоцию или настроение. В изделиях Карла Фаберже мастерски сочетаются разные оттенки эмали и необычайно широкая цветовая гамма драгоценных камней. Он даже создавал различные цвета золота.
Цвет золота можно варьировать, смешивая его с другими металлами, например, медью, серебром или платиной. Кроме изменения цвета это ещё и повышает твёрдость, что вообще-то даже необходимо: золото – мягкий металл и легко изнашивается.
Одним из излюбленных приёмов Карла Фаберже была техника гильош (фр. guilloché) , которую он использовал для создания художественных эффектов, как никто другой.
Гильош – это способ гравировки, при котором на поверхность изделия наносится орнамент из тонких линий или точек. Узор создается при помощи гильошировальной иглы, которая рисует на поверхности предмета. Метод позволяет создавать тонкие точные узоры. Техника получила название в честь инженера по имени Guillot, который изобрел гравировальную машину в конце XVIII века.
В ювелирном деле гильош применяют для украшения поверхностей металлических изделий: часов, браслетов, колец, подвесок, портсигаров, коробочек, фоторамок.
Фаберже использовал гильош для создания разнообразнейших рисунков, которые напоминали мозаику или кружева. Получались очень сложные и детальные узоры, которые делали его работы по-настоящему уникальными. Например, гильош наносили для создания иллюзии объема. Получались рисунки, которые казались выпуклыми или вдавленными, что давало интересный эффект.
Готовую основу с нанесённым гильошированным орнаментом покрывали многочисленными слоями полупрозрачной эмали. Этот метод был крайне дорогостоящим и отнимал массу времени и труда, однако давал немыслимую глубину цвета.
На применение такой технологии нанесения эмали Карла Фаберже вдохновили работы французских ювелиров 18 века. Он воссоздал их приёмы, утраченные более поздними поколениями мастеров, а потом ещё и усовершенствовал.
Пожалуй, именно качество эмалирования, достигнутое за счет расточительного вложения труда и времени, больше всего поражает в искусстве Карла Фаберже. Делает магию, как я уже сказала.
Карл Фаберже стал легендой в мире ювелирного искусства, а его имя – это символ творческого вдохновения и бесконечной фантазии. Он действительно был волшебником, умел превращать обычные вещи в необыкновенные шедевры.
Ещё по теме:
Чтобы не пропустить публикации, подпишитесь на канал Украшения с историей. Лучшей благодарностью автору будет лайк, комментарий и репост понравившихся публикаций