Данная статья – краткие разъяснения и ответы на споры и обсуждения, предметом которых явилось трактование итогов Петсамо-Киркенесской операции, но в первую очередь-правомерности использования терминов «освобождение» и «разгром». Само понятие «термин» здесь и далее приводится условно, в рамках проведения военной операции, которая в свою очередь является совокупностью стратегических и тактических действий, нацеленных на достижение какой-либо одной, частной задачи войны и завершается крупным боевым столкновением сторон. Разъяснения будут базироваться на советско-немецких документах 1944 г., а также некоторых изданиях Министерства обороны РФ.
Основополагающим стержнем данной статьи автор бы сделал цитату военного теоретика, педагога и историка, начальника Николаевской академии Генерального штаба, редактора одного из лучших в XIX в. научно-справочного издания – 8-томной «Энциклопедии военных и морских наук») - Генриха Анатольевича Леера:
«Каждая война состоит из одной или нескольких кампаний, каждая кампания — из одной или нескольких операций, представляющих собой известный законченный период, от стратегического развертывании армии на исходной линии операции до окончательного решения операции путём победоносного боя на поле сражения, если бою предпослано было окружение разбитой армии, а в противном случае — путём энергической эксплуатации одержанной победы преследованием на поле сражения и на театре военных действий».
Освобождение Советского Заполярья в октябре 1944 года
Противники использования термина «освобождение» указывают на то, что в октябре 1944 года область Петсамо являлась финской территорией и никоим образом «не могла освобождаться» от кого-либо. Давайте обратимся к тексту «Соглашения о перемирии между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, с одной стороны, и Финляндией, с другой», подписанного 19 сентября 1944 года по уполномочию Правительств Союза ССР и Соединенного Королевства А. Ждановым и по уполномочию Правительства Финляндии К. Энкелем, Р. Вальденом, Э. Хейнрихсом и О. Энкелем. /Опубликовано в газете «Правда», 21 сентября 1944 г./. Пункт 7 данного Соглашения гласит о том, что:
«Финляндия возвращает Советскому Союзу область Петсамо (Печенга), добровольно уступленную Финляндии Советским Государством по Мирным Договорам от 14 октября 1920 года и от 12 марта 1940 года».
Здесь все предельно ясно, а как быть с датой начала действия соглашения? На это нам ответит пункт 23. этого же соглашения:
«Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания. Составлено в Москве 19 сентября 1944 года в одном экземпляре, который будет передан на хранение Правительству СССР, на русском, английском и финском языках, причем русский и английский тексты являются аутентичными. Заверенные копии настоящего Соглашения с приложениями и картами будут переданы Правительством СССР каждому другому правительству, от имени которого подписывается настоящее Соглашение».
Таким образом, на момент начала Петсамо-Киркенесской операции область Петсамо являлась советской территорией, и использование термина «освобождение», а также «оккупация» правомерно.