Найти тему

От идеи к танкетке: Танкекта Мартеля

Оглавление

Статья о том, как идея одного человека, может привести к созданию нового класса танка.

Только по внешнему можно подумать, что танкетка Carden-Loyd не больше чем просто дорогая (хотя и опасная) детская игрушка. Однако маленькая танкетка произвела революцию в военном деле и обрела успех на зарубежном рынке, в конечном итоге породив целое поколение аналогичных систем по всему миру. Ее дизайн стал основой для нового поколения гусеничных машин по всей Европе и Азии. Заинтересованные страны лицензировали, производили или прямо копировали оригинальный британский дизайн и, чаще всего, делали его лучше - либо по скорости, либо по функциональности.

Танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV 1926 года имела прямоугольный корпус, открытый сверху, и вооружалась одним пулеметом
Танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV 1926 года имела прямоугольный корпус, открытый сверху, и вооружалась одним пулеметом

Другие просто заказывали танкетку у ее британских производителей с их собственным набором национальных спецификаций. Танкетка, в том или ином виде, была принята на вооружение многих стран. Она послужила трамплином для создания советского легкого танка Т-27, немецкого легкого танка Panzer I, польских легких танков TK и итальянской серии CV. Как итог, в 1930-1940-х годах было мало подобных примеров, которые могли сравниться с успехом танкетки Карден-Лойд. Разве что «Рено» и Виккерс 6-тонный. Однако Carden-Loyd не была первой в мире танкеткой. Сам класс этих маленьких боевых машин зародился благодаря идеи одного человека и его необычному решению.

С чего все началось?

Знакомьтесь, британский майор Гиффорд Леквесн Мартель. Чем он так интересен? Сын артиллерийского офицера, в октябре 1916 года, вскоре после первого применения танков в битве на Сомме Мартель получил назначение в штабе зарождающихся танковых войск, где работал под началом Джона Фуллера, того самого, тот кто впервые разработал и осуществил танковый прорыв в битве при Камбре в 1917 году, когда танки оказали одну из решающих ролей в победе союзников. После войны, Мартел служил в инженерных войсках, где разрабатывал первые танки-мостоукладчики. Новый вид вооружения настолько его покорил, что в 1925 году он построил прототип лёгкого одноместного танка для одного человека и не просто где-то, а в своем гараже.

Генерал-лейтенант сэр Гиффард Мартель, изображенный здесь в 1942 году.
Генерал-лейтенант сэр Гиффард Мартель, изображенный здесь в 1942 году.

В то время, военные относились к танкам достаточно прагматично (особенно во Франции). Так, по их мнению, средний и тяжелые танки - не более чем щиты, которые должны были сопроводить пехоту до вражеских позиций и своими орудиями сокрушить их, а все остальное сделает пехота. Легкие танки в свою очередь, являлись идеальном средством для перестрелок с танками и пулеметами противника и развития стремительного наступления. Но в этой цепочке не хватало машин поддержки, быстрых, мобильных, которые могли осуществлять разведку и в случае необходимости, поддерживать пехоту из пулемета. Мартель и вовсе пошел дальше. Он решил, зачем помещать в «большую» и медленную штуку несколько человек, так они станут отличной мишенью для орудий. Ведь можно просто дать пехотинцу пулемет, посадить в бронированную машину. Свою идею он назвал «tankettе», то есть боевая машина, созданная в форме миниатюрного танка.

Майор Мартель

Исходя из этой идеи, Мартель приступил к работе в своем собственном гараже, чтобы создать "танкетку" для одного человека. Опираясь на свое представление будущей машины (и используя собственные финансы), он сконструировал рабочий прототип. Экспериментальный автомобиль был завершен в 1925 году и объединил множество существующих компонентов в одну компактную систему. Двигатель взял от марки Maxwell, а гусеницы были поставлены компанией Roadless Traction Company. Ось была от грузовика Ford. Основная конструкция была сделана из дерева и имела бортики из плит, придававшие ей наиболее презентабельный вид. Затем Мартель выставил свое творение перед Военным министерством и попытался продать британской армии идею своей системы легких танков.

Мартель за рулём четырехгусеничного вездехода, который он построил у себя дома.
Мартель за рулём четырехгусеничного вездехода, который он построил у себя дома.

Военное министерство приняло это к сведению и объединилось с Morris Commercial Motors для производства четырех таких опытных машин (под названием "Morris-Martel") для дальнейшей оценки. Первый был готов в 1926 году. В следующем году было заказано еще восемь машин с намерением поставить новую пробную группу легких разведывательных машин для британской армии. Но приказ официально был аннулирован, когда выяснилось, что один член экипажа не может эффективно управлять танком и вооружением в одиночку.

Morris и Мартель

С целью улучшить своей проект, на который своих средств могло бы и не хватить, Мартель объединился с Моррисом. Хотя внешний вид автомобиля изменился не в лучшую сторону, теперь он мог вмещать экипаж уже из двух человек. Экипаж сидел в надстройке с открытым верхом и высоким профилем. «Автомобиль» приводил в действие двигатель Morris мощностью 16 лошадиных сил и весом 2,75 тонны.

-4

Вооружение состояло из одного легкого пулемета, а скорость равнялась 10 милям в час по бездорожью и 15 милям в час по бездорожью (16 и 24 км в час). Несмотря на улучшения, второй конструкции Morris-Martel по-прежнему не хватало определенных качеств, чтобы считать ее жизнеспособным решением, но, тем не менее, прогресс был достигнут.

Crossley и Мартель

Позднее, Мартель уже объединился с Crossley, чтобы создать еще один дизайн танкетки, в очередной раз основанный на концепции системы, рассчитанной на одного человека. При таком особом подходе были установлены резиновые гусеницы, а также двигатель Crossley мощностью 14 лошадиных сил. Опять же, один легкий пулемет занимал видное место в качестве вооружения, а максимальная скорость составляла 30 километров в час при весе 1,8 тонны. Прототип был готов в 1927 году и был попыткой вместить больше идей в оригинальную конструкцию Morris-Martel. Подход Кроссли-Мартеля отчасти сохранил внешний вид предшествовавшего ему дизайна Морриса-Мартеля.

Двухместная танкетка Мартеля на испытаниях
Двухместная танкетка Мартеля на испытаниях

Однако к этому времени, появился конкурент танкетке Мартеля, которая была представлена Carden-Loyd. Возглавляемая инженером-самоучкой сэром Джоном Валентайном Карденом, стала еще одной фирмой, которая взялась за разработку танкеток и продвинула базовую идею на несколько шагов вперед. В августе и сентябре 1927 года и те, и другие машины тестировались совместно. Также эти танкетки использовались и во время маневров 1928 года. В ходе испытаний и маневров, стало ясно, что танкетка Мартеля проигрывала конкуренту во многих параметрах, однако окончательную точку поставил тот факт, что потеряв гражданский рынок, фирма «Моррис» не хотела тратить деньги на дальнейшую разработку танкетки «Моррис-Мартель». А так как денег у военных на две танкетки не было, первенство осталось за «Carden-Loyd».

Танкетки «Моррис-Мартель» и «Карден-Лойд» во время испытаний
Танкетки «Моррис-Мартель» и «Карден-Лойд» во время испытаний

Итог

В заключение отметим, что разработки Мартеля сыграли значительную роль в развитии легкой бронетехники. Первоначальная идея Мартеля о создании небольшой боевой машины, привела к разработке танкетки, которая в конечном итоге стала основой для нового поколения гусеничных машин по всей Европе и Азии. Настойчивость Мартеля и сотрудничество с различными производителями привели к значительному прогрессу в разработке бронетехники, которая в конечном итоге сыграет жизненно важную роль в будущей войне.