В данной статье я хочу поговорить о БПЛА. Многие в нашей стране ругают наш ВПК за отсутствие боевых БПЛА. Я хочу разобраться в данном вопросе.
Для того, что бы понять нужен нам ударный БПЛА или нет, нужно посмотреть на нашего соседа. Сильно им помог Байрактар? Нет! Вот прям вообще практически не помог от слова совсем. Байрактар оказался не то, что бы одноразовым, он даже до наших позиций не долетал с редким исключением. После конфликта в Карабахе многие с умным видом нахмурив брови и пеной у рта начали доказывать вот он успех турецкого ВПК, но на У этот успех почему-то закончился как закончился и сам Байрактар. Почему? Да потому, что БПЛА такого типа можно только туземцев бомбить у которых нет нормального ПВО, а наше ПВО самое лучшее в мире.
Теперь к сути и цифрам которые я очень люблю. Максимальная скорость Байрактара 220 км/ч, а максимальная дальность корректируемых планирующих высокоточных авиабомб составляет 8 км. Есть конечно версия того, что эти авиабомбы могут поражать на дистанцию до 22 км. Да вот только все забывают то, что эти боеприпасы планирующие. Вот прям пропускают мимо ушей. Что бы Байрактар пустил эту бомбу на дистанции до 8 или 22 км, нужно, что бы БПЛА находился на максимальной высоте. Далеко улетит такая бомба с высоты 500-1000 метров при максимальной скорости в 220 км/ч? Да она примерно ровно на столько же и улетит! А на дистанции боевого применения в 1 км, данный БПЛА становится просто одноразовым. Оно нам надо за такие деньги? Конечно у Байрактара ещё есть ПТУР с дальностью в 8 км, но картина примерно такая же. БПЛА нужно будет летать так-же буквально на передовой на скорости в 220 км/ч на предельно низкой высоте. Да его можно будет сбить даже из стрелкового оружия если сильно повезёт конечно. Оно нам надо? А ведь ценник за Байрактар достигает 5 млн $ за штуку! Кстати максимальная грузоподъёмность Байрактара 150кг, так что изменить в нём что-то не удастся.
Что у нас?
Теперь хочу посмотреть на наши БПЛА Орион и Альтиус. Да тут картина один в один такая же. Нет каких-то кардинальных отличий от слова совсем. Вот прям буквально всё то же самое, особенно у Ориона. У Альтиуса конечно картина получше с его максимальной скоростью 250км/ч и полезной нагрузкой в 1000 кг, но ему так-же надо будет работать на предельно низкой высоте, от чего эффективность его применения сводится к нулю.
Аэродинамика.
Все винтовые БПЛА конструированы таким образом, что они не могут позволить себе исполнять виражи как истребители. БПЛА разворачивается максимально плавно, что бы не войти в штопор, ведь его крыло не предназначено для резких разворотов. Такую конструкцию выбрали для увеличения дальности и времени полёта БПЛА.
Перспективы.
Для выполнения таких задач подойдут только три БПЛА в мире. Первый это Х-47B Пегас, а второй это наш Охотник. Пегас так и не был принят на вооружение США и проект заморозили, а вот Охотник выглядит очень перспективно с его искусственным интеллектом, но он находится на стадии разработки. Вообще охотник это тема для отдельной статьи.
Конечно ещё есть перспективный БПЛА и у Турции, и да, он тоже реактивный. Данных пока по нему практически нет, но что-то мне подсказывает то, что это будет хорошая машина.
Преимущества пилота.
Пилот чувствует машину, он находится в ней, он лучше чувствует машину на предельно низкой высоте, он чувствует угол наклона, он чувствует перегрузки и у него нед задержки как у оператора БПЛА.
Итог.
БПЛА прекрасный и дешёвый способ бомбить туземцев и бармалеев на пикапах, но совершенно неэффективный против хотя бы сносной системы ПВО, а у У она вполне сносная если учесть тот факт, что целеуказания для её ПВО передаёт АВАКС НАТО.
Куда лучше и эффективнее работает классическая авиация которая летит на предельно малой высоте на скорости 750 км/ч, отрабатывает по позиции, делает резкий разворот с большой перегрузкой при этом сбрасывая ИК ловушки и уходит так-же на предельно низкой высоте. С такой тактикой применения авиации, её практически невозможно сбить.
Вертолёты работают несколько иначе. Главное преимущество вертолётов в том, что они могут работать на ещё меньшей высоте выныривая из лесополосы, отрабатывая по позиции и заныривание обратно в лесополосу.
Советую моего коллегу по цеху с его последней статьёй про терроризм.