Начало статей Вы можете прочитать здесь.
Недавно познакомилась с очень молодым человеком, который учится в 4-м классе музыкальной школы, помимо, конечно, и средней школы. Это знакомство натолкнуло меня на мысль и желание поделиться не совсем геологическими знаниями, но точно умениями, которые всегда сопутствуют геологам.
Как практически все представляют геолога? Бородатый мужчина сидит у костра на огромном рюкзаке и с гитарой в руках... Да, и такое было... Ночные бдения у костров и разные песни: хором и соло, разбивались на голоса и в ночное небо улетали исполняемые ноты.
Как потом выяснялось, подавляющее количество инженеров-геологов оканчивали музыкальные школы и владели игрой на различных инструментах. Романтическую гитару (легче возить с собой) осваивали позже, достаточно познакомившись с нотной грамотой.
Если вы спросите меня, что я думаю о среднем музыкальном образовании, то я отвечу, что считаю его ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.
Можно мне возразить: не каждый человек обладает музыкальным слухом, голосом и техникой игры на выбранном инструменте. Это неправильный посыл для человека, который очень хочет заниматься музыкой! ВСЕХ можно научить музыкальной грамоте и необязательно ваять из всех Мацуевых, Коганов, Бутманов или Ростроповичей. Истина в том, что нет бездарных людей, есть недостаток стараний и ленивость. А люди с музыкальным образованием всегда отличаются более тонким восприятием всего - они культурнее, добрее, отзывчивее, умнее и притягательнее.
Музыкальная школа- это набор специальных предметов, которые надо освоить: игра на выбранном инструменте, читка с листа, хоровое пение, игра в ансамбле, музыкальная литература и сольфеджио. Вот о последнем-сольфеджио- я и хочу поговорить.
Термином «сольфеджио» обозначают пение, при котором вместо слов произносят названия нот; музыкально-теоретическую дисциплину, развивающую музыкальный слух; а также упражнения для голоса, исполняемые без слов (по-русски они чаще называются вокализами). Слово произошло от итальянского solfeggiare — «петь слогами «соль-фа». Сольфеджио как отдельное упражнение, а затем и целая дисциплина, сформировалось в средневековых католических монастырях.
Дисциплина имеет две раздела, впрочем, как и везде, – это теория и практика. На теоретических занятиях изучается музыкальная и нотная грамота. На практических занятиях изучаются музыкальные отрывки и произведения «на слух». После этого ученики практикуются в музыкальных диктантах, записывая в специальные тетради ноты из услышанных произведений. Многим ученикам это представляется страшной, тяжёлой повинностью, которой строгие учителя-теоретики пытают детей😥😣😪😓. И самым ужасным считается определение музыкальных интервалов.
Умение определять интервалы (и мелодии) на слух - важное качество, которое ценно как само по себе, так и в качестве составной части других умений. Безусловно, ребёнок, который может распознать любой интервал на слух, гораздо лучше справляется с диктантами на уроках сольфеджио. Между тем, не каждому дано легко и сразу отличать кварту от квинты, а большую сексту от малой, пользуясь только природным аппаратом - слухом. Но неспособность щёлкать интервалы как орехи ещё не значит, что вы обречены. Если надежды на природные дарования не оправдываются и невозможно воспользоваться слухом, вам поможет память!
Такая методика существует и успешно применяется умными педагогами. О ней я расскажу в следующей публикации.
До скорой встречи!