Найти тему

Дети — не "цветы жизни", а такие же люди, как и мы ("Мои" правила воспитания, часть 1)

Оглавление

Почему я считаю, что дети — самый лучший народ в мире, не могу сформулировать точно, а сейчас, пока я думаю над этим вопросом, напишу главные принципы и правила воспитания, к которым пришла в течение 40-летней работы с детьми.

Напишу теорию, которую в следующих статьях расшифрую и сделаю практической.

Случай из жизни

Когда-то я пришла на "пробное время" в одну московскую семью: познакомиться с мальчиком-первоклассником и понять, смогу ли я с ним работать. Перед этим у меня была беседа с мамой, из нее я поняла, что мальчик — трудный.

Правда, я не понимала, в чем скрывается "трудность", но была уверена в своих силах, потому что легко нахожу контакт практически со всеми детьми, люблю и очень хорошо понимаю их. И умею весело обучать.

Мы с ним познакомились, я его обо всем расспрашивала, немного поиграли. В какой-то игре, уже не помню, я ему предложила: "Давай будем (в чем-то) соревноваться!". Он отказался и сразу потерял настроение.

Это меня насторожило, потому что я знаю, что в легких и простых ситуациях, когда ребенок уверен в своих силах, он охотно соглашается на соревнование, потому что это — игра, а дети ее обожают.

Потом мы с ним стали заниматься учебой: делать какие-то задания, но контакт был потерян, и я увидела, что мальчик действительно "трудный". Что у него есть какой-то комплекс, который для меня пока остается загадкой.

Все прояснилось, когда пришел папа и вмешался в наши занятия. Несмотря на присутствие постороннего человека, он стал его расспрашивать об учебе в школе. И тут же, с места в карьер, стал "наседать" на сына, кидая в него фразы типа: "Ты должен во всем быть первым!", "Ты должен сделать это на отлично!".

Не знаю, какое настроение было у папы, когда он пришел после работы и начал общаться с сыном довольно агрессивно, не стесняясь других. Не знаю, как часто он проводит такие "наставления", но я почувствовала огромное сострадание к мальчику и ощутила невозможность ему помочь.

В первую очередь срочная помощь требовалась папе, безгранично любящему сына, и который методически и системно взращивает комплекс неполноценности в мальчике.

Я почувствовала отчаяние мальчика, безгранично любящему отца, у которого не получается соответствовать ожиданиям папы.

И я поняла, что не смогу работать в этой семье, потому что родители - главные авторитеты, мой вектор в работе — поддержка ребенка. Что полностью противоречит позиции отца, а "перевоспитать" папу — не в моих силах и компетенции.

Вспомнила этот случай, потому что он был ярким для меня проявлением родительской некомпетентности.

Как сделать так, чтобы все папы и мамы, которые заботятся о своих детях, поступали правильно? Как сделать, чтобы все родители поняли, что ребенок должен всего добиваться САМ, а мы можем только помогать ему на этом пути?

Чуточку про меня

Вы заметили, что, когда на свет появляется маленький человек, в первый год его жизни, у Вас нет никаких других чувств к нему, кроме любви и нежности?

Вы заметили, что позднее, по мере подрастания малыша в Ваши отношения начинают вклиниваться раздражение, крик, обида, гнев и злость и даже физическое наказание? Они появляются, когда мы не знаем, как нужно поступать и действуем неправильно.

К сожалению, только небольшая часть родителей может считаться "продвинутой", а мы все воспитывали своих детей так, как нас воспитывали родители. Это я про себя.

Когда у меня появились дети, маленькие, они много времени проводили в детском саду и с бабушкой, потому что для меня главным была любимая работа. Моя мама была учителем и тоже все время отдавала работе и домашнему хозяйству (я росла в деревне).

Правда, я изучала все новинки по воспитанию, которые можно было найти в книжных магазинах и применяла на практике: учила сына плавать раньше, чем ходить; делала карточки по Доману и учила читать сразу словами; мастерила игры по Никитину.

Позже, я стала брать повсюду их с собой — в поездки, путешествия, походы, они были членами моих школьных объединений: радиоклуба и скаутского отряда. Я считала, что буду воспитывать своим примером и жизнью, заодно, моих и не моих детей.

Мне тогда в голову не приходило, что малюсенький человечек, который ничего не понимает и ничего не умеет, ОН — точно такой же, как и Я, разница у нас только в умениях и опыте.

После завершения моего преподавания в родной школе (ее закрыли) и выхода на пенсию, я уехала в Москву, стала работать няней-гувернанткой.

И этот отрезок жизни полностью перевернул мои представления о воспитании детей, особенно в первые годы их жизни.

С тех пор я начала знакомиться с новыми авторами и открытиями в области педагогики (слава интернету!)) и собирать в "копилку" то, что совпадает с моими ценностями, то, что близко мне по духу, то, что я считаю "моим".

Вот и дошла до сути того, о чем хочу сказать, то, что я "открыла" для себя в позднем возрасте и то, что должны знать ВСЕ молодые родители, бабушки и дедушки, ВСЕ люди, которые "выращивают" людей.

"Мои" принципы воспитания

Конечно, я не совершаю открытия, все, что я здесь описываю, уже придумано и транслируется многими авторами, но я хочу поделиться сокровищами из моей "копилки" через пережитое.

И многое звучит банально, но вот беда: часто то, чем мы восхищаемся, так и остается в тайниках нашего ума или пропадает бесследно. Потому что дело не доходит до практики.

Главное правило воспитания

Первое мое главное правило (первая фраза звучит почему-то смешно)):

Ребенок — такой же человек, как и я. Я должна поступать по отношению к ребенку так же, как хочу, чтобы поступали по отношению ко мне.

Знакомо, не правда ли?

Я не хочу, чтобы меня шлепали по попе, и тем более ремнем (варианты для взрослых придумайте сами), чтобы на меня кричали, мне угрожали, чтобы мне приказывали и на меня давили! Я не люблю прессинг.

Я не люблю делать какое-то дело, не понимая для чего. Я не люблю, когда мои планы резко меняются не по моим причинам, а меня не предупреждают об этом, я люблю делать любимую работу, наконец, а не собирать пазлы или играть с сортером! 😃

Значит, все наши методы, хотела сказать "советские", я не буду использовать. А они — не советские.

Вчера увидела, как мальчик около 1,5 лет побежал к лестнице, в другую сторону от мамы с коляской и сестренки лет пяти. Мама его зовет к себе. Девочка схватила брата за руку, он вырвался и стал убегать дальше. Проходящий мимо дедушка решил помочь и говорит: "Если не будешь слушаться маму, заберу тебя".

— Год назад, в Москве, в коммунальной квартире (я там снимала комнату) мама на кухне шлепает по попе ребенка чуть старше года и говорит: "Нельзя в этот шкафчик лазить!". Кричит на 4-летнюю дочку: "Вот бестолочь такая, сколько раз тебе надо говорить!".

-2

Что нужно ребенку/любому человеку

Снова — банальность, да опять беда: мы не даем это нашим детям, исключая первые год или два жизни малыша. А про подростков вообще молчу.

Первое: детям нужны безусловная любовь и внимание.

Ребенок будет ПОЛНОСТЬЮ доверять своим родителям, если ощущает их безусловную любовь.

Такую любовь ничто не в силах поколебать: ни двойки в школе, ни его недостатки, ни то, что он не оправдывает наших надежд и ожиданий. Про ожидания родителей — это даже отдельная история и тема для статьи. Мы любим ребенка таким, какой он есть, и что бы он не сделал, просто потому, что он есть.

Это совсем не означает, что мы одобряем все его поступки. Это означает, что мы всегда показываем свою любовь, несмотря на то, что его поведение оставляет желать лучшего. Если мы, конечно, любим его.

Как мы встречаемся вечером со школьником, когда возвращаемся домой и знаем, заглянув в Элжур, что у него появилась очередная двойка? Вот напишите честно, читатели, если у Вас была такая ситуация.

А самый первый вопрос, наверное, не ошибусь, Вы задаете вечером: "Ты сделал/а уроки?".

Если Вы вырастите и сохраните эмоциональную связь и душевный контакт с ребенком, он всегда будет следовать Вашим советам и выполнять Ваши просьбы.

Второе: дети должны ощущать свою значимость и силу.

Если Вы любите свое дело и профессионал в нем, Вас все уважают и ценят, Вы являетесь авторитетом и чувствуете свою значимость, наконец, Вы ощущаете себя Личностью.

А ребенок пока не умеет делать ничего, его окружают великаны Взрослые, и он тоже хочет чувствовать свою значимость и быть Личностью на своем уровне. Он, как и все живое на земле, хочет управлять своим миром, проявлять свою волю. Он не хочет быть "овощем"!

-3

Если родители будут понимать это и помогать ему, из него вырастет человек успешный и самостоятельный, умеющий ставить цели и добиваться их, имеющий свое мнение и свободный. Правда, насчет последнего в нашей стране сомневаюсь.

Самым крутым приемом в выращивании значимости и силы ребенка я считаю ситуацию, когда взрослый просит помощи у ребенка, когда ребенок чему-то обучает взрослого. Когда с ребенком советуются в каких-то случаях, когда ему предоставляют выбор.

Моих детей, когда они были маленькие, я не спрашивала перед завтраком: "Какую кашу тебе сейчас сварить?" или "Какое платье ты хочешь надеть, то или это?". Мне это просто не приходила в голову.

Что получается в итоге? Маленький человечек каждодневно (потому что у детей память "короткая") должен убеждаться в том, что его любят и должен быть значимым для своей семьи, понимаете, каждодневно!

Вот эти два пунктика я всегда держу в голове, когда общаюсь с внуками; а если наступает нестандартная ситуация, хватаюсь за них, как за волшебную палочку.

Вывод — второе правило

Из всего вышенаписанного следует второе мое правило при общении с детьми:

Каждую минуту общения контролирую свои действия по отношению к ребенку: правильно ли я поступаю/говорю.

Это очень трудно, иногда вырываются слова или действия из прошлого, но я стараюсь.) Т.е., я стараюсь жить и общаться осознанно, не на автомате.

Даже стала замечать раздвоение своей личности (после того, как изучала трансерфинг): одна я, которая не Я, но в физическом теле, живет и общается с внуками, другими детьми, а вторая Я, которая настоящая (душа), все время смотрит на первую и проверяет, правильно ли она действует.

Вы что-нибудь поняли в этой фразе? 😃 Если — да, поздравляю, мы с Вами единомышленники!

А на прощание дарю Вам ссылку на замечательный сайт онлайн-школы "Позитивные решения для родителей", где первым делом надо прочитать "манифест" — "Воспитание без криков и наказаний": самый главный документ для родителей, по моему мнению.

-4

Который, прям, мое-мое. Его можно скачать здесь. Я его распечатала на принтере и повесила дочери на холодильник).

Буду признательна любым комментариям, хорошего времени Вам, невидимые друзья.