Найти в Дзене
Алеф Сейна

"Показывайте, не рассказывайте"

правила, высеченные в камне
правила, высеченные в камне

На курсах Литературного мастерства нам, по сути, вбивают основы, и при этом неоднократно повторяют: "вот научитесь - и можете нарушать".

Про "начинающих авторов", грешащих слишком детальными описаниями персонажей, я уже говорила: Лермонтов был, конечно же, "начинающим", когда писал "Героя", да.

Но это мелочи. Недавно я наткнулась на проблему гораздо, гораздо серьезнее.

"Не рассказывайте - показывайте", - вбивают нам на этих курсах. - "Выбейте себе это как татуировку".

То есть, подразумевается, что это должно стать нерушимым правилом, которому должны следовать даже и опытные.

Первый звоночек прозвучал несколько дней назад - когда я на одном форуме увидела жалобу писательницы о том, что ей неудобно читать все эти "показы" эмоций, и гораздо приятнее текст воспринимается, когда переживания героя называют прямо.

Но у меня про это не было никакого мнения - с этой точки зрения свой читательский опыт я пока не препарировала. Прочитала, пожала плечами, сделала галочку - все.

Но на этом Вселенная не остановилась. Следующий звоночек был скорее колокольным звоном.

Я на дневных прогулках - которые длятся несколько больше часа - слушаю лекции по литературоведению. Просто чтобы не терять время зазря: рассматривать один и тот же пейзаж каждый день довольно скучно, а гулять, тем не менее, надо.

И вот на этих лекциях я услышала совершенно поразительную вещь.

"Древний эпос, - вещал лектор, - отличался объективностью. Авторы ничего не говорили о чувствах героев. Они только показывали, как это выглядело. Например, герой должен сильно переживать - но его переживания не упоминаются. Вместо этого говорится, что он лег на кровать и лежал три дня".

Чувствуете? То есть, прием "не рассказывайте - показывайте" корнями уходит не куда-нибудь, а в древний эпос!

Что, с одной стороны, придает ему флер благородной старины - а с другой, оттенок древнего примитивизма.

Вся прелесть "показывания" эмоций, так нещадно рекламируемая, на этом для меня убилась безвозвратно.

Хочу ли я, чтобы мои произведения походили на древний эпос?

Зависит от задачи, но на постоянной основе - пожалуй, все-таки, нет.

А вы как думаете, что лучше - "герой закусил губу" или "герой встревожился"?