А мы привыкли просто говорить - Заиконоспасский монастырь... А самый красивый вид на него - "от Карла Маркса", т.е. от памятника знаменитому товарищу, который стоит достаточно далеко от самого монастыря. Ну тут уж ничего не сделаешь. Хотя и до революции лучший вид на него открывался из-за Китайгородской стены.
Но вообще, надо сначала об истории этого места.
Когда-то очень давно, ещё до монгольского ига на пути из Москвы во Владимир, Ростов и Суздаль лежала дорога, которая выходила прямо из ворот Кремля. Именно её называли Святой, потому что она была частью святой княжеской дороги в Троицкую обитель. После того как в 1395 году была встречена Владимирская икона и появился Сретенский монастырь, весь участок дороги от Кремля до границы Земляного вала стал называться Сретенской улицей. Когда же в 1534 году была построена стена Китай-города, отрезок улицы внутри стены стал именоваться Никольской: в летописи это имя впервые упоминается в 1547 году, когда венчался на царство Иван Грозный.
По одной версии, имя ей оставили Никольские ворота Кремля, которые осенял образ святителя Николая Чудотворца, по другой – древний Никольский монастырь, основанный в XIV веке и ставший родиной Спасской обители, которая в старину именовалась «что на Никольском крестце». Такие крестцы существовали на всех трех посадских улицах Китай-города; это места, где стояли часовни, где приводили народ к древней присяге – целованию креста. На Никольском крестце была часовня святителя Николая Чудотворца, в ней приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ святителя Николая. Раньше такие вопросы решались на судебных поединках с помощью дубин: кто одолеет, тот и прав, но этот обычай по настоянию Церкви был запрещен в 1556 году.
Никольскую называли «Священной улицей» еще и из-за обилия церквей, монастырей и часовен на ней, хотя она и располагалась в очаге городской торговли. Торговые ряды занимали большую часть Китай-города, а в районе Никольской существовал особый Иконный ряд, где иконы, по благочестивому обычаю, «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую цену», пусть и нередко слишком высокую.
Иван Грозный отдал Никольский монастырь афонским монахам. А названием монастыря стало - Никольский Заиконоспасский... Здесь же, по соседству, был обустроен и Московский печатный двор, что позволяло монахам следить за тем, что там делается, естественно не без разрешения милостивого государя Ивана Васильевича.
Однако наш современный монастырь стал правопреемником старого Никольского.
Так или иначе основателем Заиконоспасского монастыря считается Борис Годунов, который в 1600 году отдал монахам не только землю под его строительство, но и часть старых строений, которые просто вошли в новую монастырскую территорию. Таким образом и началась официальная история монастыря.
На первых порах положение молодого монастыря было более чем скромное, к тому же в 1626 году деревянную Никольскую улицу разорил пожар, не миновавший и обитель, а после него честь территории отписали Земскому приказу. Насельники явно страдали от нехватки самого необходимого. Летом 1661 года, когда, по всей видимости, случился второй пожар, архимандрит Дионисий с братией били челом царю Алексею Михайловичу, чтобы им взамен отнятой земли «отдали на пропитание» убогий дом, что находился за Сретенскими воротами. Просьба была исполнена, и в те же годы монахам последовал поистине царский подарок. В начале 1660 -х годов по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор – для благолепия и во избежание риска нового пожара. Средства же на собор по обету дал один из местных жителей, боярин Федор Волконский, чей дом стоял напротив монастыря.
Интересно, что эта обитель прославилась не подвигами во имя Господа, а светскими событиями. Ну вот об одном из них - "тихом" кураторстве над Московским печатным двором - я уже сказала. Но были и другие.
Через несколько лет после его основания в Заиконоспасском монастыре открылась первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия.
С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий, учивший старших детей царя Алексея Михайловича. Школа готовила прежде всего чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали греческие монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
Царь Фёдор Алексеевич, который отпускал на содержание Симеона Полоцкого и его обители большие пожертвования, решил приступить к осуществлению давно желанной идеи – создать академию в Заиконоспасском монастыре. В 1680 году Полоцкий даже составил Академическую привилегию (грамоту) в виде царского манифеста об учреждении академии и ее уставе. В ней предполагалось готовить образованных специалистов из разных сословий для государственной и церковной службы и обучать их языкам, семи свободным искусствам (грамматике, риторике, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Академия, по мысли Полоцкого, должна быть и органом по охране чистоты религиозных помыслов, вершить суд над еретиками, осуществлять духовную цензуру и надзор за всеми образовательными заведениями и даже за домашними учителями. Однако этому случится не привелось. Сначала умер сам Симеон Полоцкий, а потом и его воспитанник - государь Фёдор Алексеевич. Стало немного не до академии, но она уже работала. Эллино-греческая академия, как она тогда называлась, официально открылась в 1685 году в соседнем Богоявленском монастыре и просуществовала там около двух лет, пока в Заиконоспасской обители для нее строили каменное здание на средства Василия Голицына и патриаршего приказа.
Естественно, что Заиконоспасский монастырь стал процветать: для содержания академии ему были пожалованы богатые владения и царская библиотека. Учителями академии были монахи Заиконоспасского монастыря, а его настоятель являлся одновременно ректором. Однако прекрасное состояние её дел долго не продлилось. Уже к началу правления Петра I монастырские здания и храмы сильно обветшали и требовали ремонта. В 1701 году вышел царский указ «завесть в академии учения латинские», без преподавания «церковного» греческого, но с расширением дисциплин в сторону европейских – западные языки, медицина, физика. Академия стала называться Славяно-латинской и начала готовить кадры для петровской государевой службы. Ученики особенно порадовали царя, встречая его после Полтавской битвы торжественными речами на латыни и пением стихов собственного сочинения.
Среди выпускников академии - многие деятели церкви, ученые, литераторы. Одного - самого неординарного - знают все: Михаил Васильевич Ломоносов. А ведь были ещё святитель Иннокентий Иркутский, Антиох Кантемир, издатель первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий, основатель русского театра Федор Волков, архитектор Василий Баженов, первые профессора Московского университета Н.Н. Поповский и А.А. Барсов, путешественник С.П. Крашенинников, первый переводчик «Илиады» Е.И. Костров.
После открытия в 1775 году Московского университета, Академия стала высшей богословской школой и обучаться в ней стали только лица духовного звания. А в 1814 г. академия была преобразована в Московскую духовную академию и вообще переведена в Троице-Сергиеву лавру.
Так же как многие здания Москвы, здания Заиконоспасского монастыря сильно пострадали при нашествии Наполеона. Монастырь был разграблен французами, многие монахи были убиты. Учебный процесс тогда был приостановлен. В опустошенной церкви французы размещали конюшню, в кельях чинили рваные мундиры, в книжных лавках пили вино. Оставшиеся в монастыре священнослужители были вынуждены выполнять самую тяжелую работу, а монахов, неспособных выносить непосильные тяготы, сбрасывали в реку. Но всё заканчивается, и в 1814 году монастырь снова принимает учеников.
После перевода всех учебных заведений из монастыря, в его стенах началась обычная размеренная церковная жизнь. Монастырь обзавелся двумя торгово – доходными домами на Никольской улице, здания которых существуют и сегодня.
Революция сюда "пришла" достаточно поздно. В 1920-х Никольская была переименована в «Улицу 25-го Октября» в память о том, что осенью 1917 года отсюда артиллерийским обстрелом были разбиты Никольские ворота Кремля. Память святого Николая Чудотворца тщательно стирали: его образ был завешен красным полотнищем, улица переименована, Никольский монастырь уничтожен. Заиконоспасский монастырь тоже был упразднен, но не снесен, а разбит на коммуналки. В 1929 году закрыли и Спасский собор, колокольню сломали, а на месте надвратной иконы пробили окно. В здании собора разместились госучреждения. В доме №7 открылась телестудия «Радиопередача»: она транслировала первые телепрограммы.( А в 1991 году тут откроется радиостанция «Эхо Москвы»).
В 1992 обитель вернули церкви. Сейчас Заиконоспасский монастырь действует, но многие его площади занимают нецерковные организации. До наших дней сохранены сам Спасский Собор, состоящий из нижней церкви с трапезной 1701 года и верхней церкви, братский корпус, доходный дом с колокольней, торговые ряды и здание Коллегиума Славяно – греко – латинской академии. Под папертью верхнего храма к нижней церкви с западной и северной стороны примыкают две монастырские кельи.
5 марта 2010 г. Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы. Здесь регулярно проходят богослужения, на которые могут попасть все желающие.
Главная Святыня монастыря – икона Божией Матери «Тихвинская». В Спасском соборе хранился когда-то список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе. Он был подарен графом Шереметевым, чей родовой дом в Москве находился на Никольской улице. Каждый год, 21 мая, в праздник Владимирской иконы, из Успенского собора сюда совершался крестный ход в память об избавлении столицы России от нашествия крымского хана Махмет – Гирея в 1521 году. Теперь традиция забыта.
При обители открыта воскресная школа, богословские курсы и молодежный центр. Здесь также работает Славяно-корейский центр, который объединяет корейцев России и стран СНГ, и создан мужской хор. Во время проводимых экскурсий их участникам показывают места археологических раскопок и достопримечательности Китай-города и Белого Города. А ещё иногда можно подняться на монастырскую колокольню и осмотреть с неё прилегающие кварталы старой Москвы.
Жизнь в обители возвращается. И это несказанно радует. По крупицам прямо на наших глазах восстанавливается ещё один кусочек нашей с вами истории. Будете в центре Москвы - не проходите мимо Никольской улицы. Там вас ждут...