Найти тему
Dot-Dot ru

Калининградская область: проблемы и особенности грузоперевозок

Оглавление

Калининградская область отрезана от «большой» России, из-за этого у грузоперевозчиков возникают дополнительные проблемы. Проще всего перевозить грузы по ж/д дороге, хотя есть и такие варианты, как авиаперевозки или паромами. В любом случае приходится преодолевать несколько границ. Плюс к тому значительную часть рынка до событий 2022 года занимали экспортные перевозки: область находится на пути в Европу.

Калининградский торговый морской порт
Калининградский торговый морской порт

В прошлом году многое изменилось. Калининградские перевозчики и прежде испытывали определенные логистические трудности, теперь их стало еще больше: рост цен, сложности со строительством грузовых терминалов и особенностями оформления и вывоза грузов. Рассмотрим, как логистические компании решают профессиональные сложности.

Что у Калининградских перевозчиков изменилось из-за санкций

Проблемы начались еще в начале февраля 2022 года, до начала СВО. Тогда на литовской границе застряли сотни большегрузов. Литовская сторона объяснила образовавшуюся пробку переходом на новое программное обеспечение. После 24 февраля отношения между Евросоюзом и Россией усугубились, очередь из фур стала еще больше.

В очередном пакете санкций появился запрет на въезд с территории нашей страны и Беларуси автотранспорта на территорию ЕС. Исключение составляли лишь некоторые виды грузов:

  • гуманитарка;
  • почта;
  • продукты питания;
  • металлопрокат;
  • продукты нефтепереработки.

Однако и на перевозку этих грузов требовалось получить разрешение за две недели до транзита. Литовские власти заявили, что в перспективе допускают полную блокировку границ, однако это возможно лишь с одобрения ЕС.

Полноценный транзит между областью и «большой» Россией оказался невозможен, выходом из сложившейся ситуации стали бы паромные перевозки. Но на маршруте Балтийск — Усть-Луга для этого потребовалось бы 10 паромов, а функционировало всего три.

Черняховский морской паром на маршруте Балтийск — Усть-Луга
Черняховский морской паром на маршруте Балтийск — Усть-Луга

Проблемы грузоперевозчиков, возникшие в результате санкций:

  • Неокупаемость транспорта. Калининградские логистические компании приобрели фуры с высоким экологическим классом — более высоким, чем это требуется для России, потому что расчет был на перевозки по Европе. Как итог — окупить становится труднее.
  • Из-за невозможности перевозок в ЕС многим компаниям пришлось переключиться на маршруты внутри России, что с одной стороны привело к падению цен на логистические услуги, с другой — к росту безработицы среди дальнобойщиков.
  • Значительно выросла стоимость услуг на перевозки в ЕС, это произошло из-за конфликтных ситуаций на дорогах, нестабильного курса рубля, риском поездок в Европу, психологического давления на водителей. Единицы дальнобойщиков в прошедшем году соглашались выезжать в Европу.

Добавим ко всему этому особенности доставки и вывоза грузов из Калининградской области. Правила ввоза и вывоза предусматривают заполнение целого пакета документов по строго установленным формам.

Таможенный склад в Калининграде
Таможенный склад в Калининграде

Некоторые категории товаров требуют дополнительного согласования — к примеру, это касается детского питания, лекарственных средств, дорогостоящих грузов.

Как в Калининградской области пытаются решить проблемы с логистикой

Увеличение количества паромов, строительство новых портов, шаги навстречу e-commerce — вот лишь немногие попытки российских властей и частных компаний исправить ситуацию с логистикой в Калининграде:

  • В городе Пионерский Калининградской области строят порт для приема круизных и грузовых судов. Правда, есть некоторые неувязки: сроки сдачи объекта уже несколько раз переносили. Строительство началось еще 1 февраля 2018 года, но его остановили из-за проблем с генподрядчиком (в отношении руководства компании даже было возбуждено уголовное дело). Осенью 2021 года был заключен новый контракт, уже с другой компанией. В сентябре его стоимость неожиданно выросла на миллиард рублей, даже чуть больше. А сам срок сдачи был продлен с 1 апреля 2023 года на 1 января 2024 года. Если объект все же сдадут, он сможет принимать около 225 000 круизных и 80 000 паромных судов в год.
  • В 2022 году объявления о продаже интернет-магазинов выросли по стране на 23 %, в Калининградской области этот показатель был самым высоким — там показатели продаж увеличились в 2 раза. С 1 июля 2023 года по 30 июня 2025 года Совет Федерации подписал закон о проведении на территории Калининградской области своеобразного эксперимента: упрощенное оформление физлицами товаров для личного пользования при покупке в интернет-магазинах. Власти считают, что это мера активизирует инвестиции в области и поможет развить морские перевозки.
  • Представитель сферы металлопроката в Калининградской области периодически сталкиваются со сложностями: паромных мощностей для перевозки грузов не хватает — паромы загружены на несколько месяцев вперед. В конце марта пять компаний — операторов морских перевозок — вызвались наладить бесперебойную работу сухогрузных судов, транспортирующих металл.
Калининградская область: паром Урса Майор
Калининградская область: паром Урса Майор

Как видите, проблемы есть, но они решаемы. Пусть и не все, и не сразу. Одной из возможных мер станет введение моратория на применение статьи «Несоблюдение таможенной процедуры "Кодекса об административных правонарушениях”». Соответствующая просьба уже направлена в адрес Михаила Мишустина.

Компания Точка-Точка https://dot-dot.ru Быстро заказать грузопервозку