Глухой, морозной ночью в Крещенский сочельник 1888 года крепкий сон села Кашкаранцы был прерван странным гулом, надвигающимся со стороны Белого моря. Гул постепенно нарастал, переходя в грохот. Чудилось, что по берегу стоит пушечная канонада. Напуганные жители, стряхивая остатки сна, высыпали на улицу. Мрак ночи рассеивали огоньки вспыхивающих факелов. Достигнув берега люди замерли в ужасе от открывшейся картины. Море ощетинилось стеной надвигающегося льда, высотой достигающей и 17 метров, медленно и неотвратимо наступающей на село.
Вот среди толпы раздались первые испуганные возгласы, кто-то истово закрестился, призывая небесных заступников в помощь. Ведь не иначе как вся древняя колдовская сила лопарской богини Лоухи обрушила всю свою мощь на деревню.
Кто-то упал на колени, тоненько завыли бабьи голоса. Толпа попятилась, отступая от надвигающегося льда. Вот затрещали сметаемые нечистой силой первые хлева и амбары, построенные на берегу, испуганно заревела скотина. Обернулись на церковь – как на спасение. Отблески факелом едва играли на стенах храма. Из толпы крикнули:
- За священником, в Варзугу! Быстро, кто там?
И вот уже какой-то мужичонка кутаюсь в тулуп погнал сани в ночь. Но пока еще доберётся…
К моменту, когда отец Михаил появился в Кашкаранцах, ползущая стена льда уже обратила в труху два жилых дома стоящие ближе всех к берегу. Уничтожила вместе с имуществом, что копилось всю жизнь. Словно щепки разбросала рыбацкие баркасы и уже подступала к Тихвинской церкви. Иерей думал недолго:
- Все в храм, православные!
Люди устремились в церковь, затеплились первые огоньки свечей, мужики скидывали шапки, бухаясь на колени перед иконами. Наверное, так эти люди не молились никогда в жизни – истово, едино. Из церкви вышли крестным ходом: с крестами, хоругвями, а впереди несли главную икону села – Тихвинскую икону Божьей матери – заступницу Кашкаранцев и всего Русского Севера. Староста и дьячок, несшие икону, повели людей навстречу льду. Запел священник молитву ко Пресвятой Богородице и дружно подхватили за ним поморы.
Рокот льда с темной, глухой стороны моря и песнь-молитва с другой, от светящихся теплым живым светом оконцев церкви. Две силы застыли друг напротив друга. Казалось, мгновение и раздавит толпу необоримая сила стихии мрачной стеной нависшая над людьми. Крепче, до побелевших от напряжения пальцев сжимают руки древко хоругвей, чище, истовей звенит молитва и все грозней рокочет лед.
И тут, что-то произошло, люди сразу это почувствовали…
Тишина. Тишина нависла над селом. Лед встал и, словно вздохнув с огорчением, чуть отпрянул назад.
Отец Михаил подошел к иконе, земно поклонился заступнице. За ним вставало на колени все село.
Так гласит одна из Кашкаранских легенд. Одна из легенд Белого моря. А цунами действительно имело место быть 5 (18) января 1888 года – факт! Из 25–30 домов селения Кашкаранцы шесть были уничтожены вместе с имуществом, снесены 27 амбаров с припасами, сараи со снастями и частично со скотом и 11 бань. Потеряно 40 малых судов. Общий убыток превысил 4100 тогдашних рублей. Ничего подобного на берегах Белого моря ни раньше, ни потом никогда не отмечалось.
Весь ужас остается там, в глубине истории, а пока дорога ведет живописными местами Терского района Мурманской области. Настоящий «true» Терский берег начинается гораздо дальше. В местах вроде Чаваньги, куда не доберешься на авто либо пешком - только по морю. В более известной Варзуге, где по уверениям многих путешественников можно прочувствовать поморский Север во всем его величии. Определенной популярностью пользуется Кузомень с ее песками и дикими лошадьми.
Но, на мой взгляд Кашкаранцы тоже заслуживают внимания.
Путешествуя по этим краям летом легко увидеть полярный день. Солнце, как приклеенное висит над горизонтом, бросая блики в зеркало заднего вида.
Дорогу нет-нет и пересекают говорливые северные речки.
Время на фото что-то около полуночи. От Кандалакшы до Кашкаранцев около 208 километров. От Умбы 100. Кстати на въезде в Умбу последняя на маршруте АЗС, далее по Терскому берегу возможности заправиться нет. И даже население Варзуги за топливом ездит именно сюда. Умба сама по себе заслуживает внимания, являясь административным центром Терского района Мурманской области.
Рассеченная двумя рукавами Малой и Большой Пирьей губы село известно с 1466 года как вотчина Соловецкого монастыря. Разноцветные домики живописно устроились на каменных склонах.
От Кандалакшы до Умбы асфальт. Недавно проведен ремонт и посему дорога весьма приличного качества. Торчит вышка сотовой связи и, где повыше, Теле 2 ловил даже 4G. Но по продвижении в глубь от Умбы связь уйдет как таковая. Километров через 90 асфальт заканчивается и подвеску трясет привычный «грейдер». Дорога вполне проезжабельна на любом авто, но потрясет изрядно – факт! По пути много съездов к Белому морю, возможности поставить палатку и подышать морскими воздухом.
Дорога петляет по лесотундре, стучит камушками по дну автомобиля и в какой-то момент из-за поворота выглядывает село. Итак – Кашкаранцы:
Вновь ныряя в глубину истории узнаем, что: в XV веке данная территория принадлежала Новгородской боярыне Марфе Борецкой, более известной как Марфа Посадница. Сия боярыня кстати состояла в жесткой оппозиции к Ивану III, ратуя за независимость Новгорода от Москвы. Говорят, что основатель Соловецкого монастыря – Зосима Соловецкий – предсказал падение Марфы, за что был выгнан последней из Новгорода, но позже Марфа раскаивается, принимая Зосиму в своем доме. Также есть сведения, что два сына Марфы от первого брака утонили на Карельском берегу Белого моря. Связаны ли эти события с последующим отчуждением достоверно никогда не узнать, но точно известно, что в 1470 году Марфа передает свою вотчину Соловецкому монастырю.
В 1839 году село насчитывает 13 домов, в 1854 – 18, в 1900 – 37. Основной доход населения конечно же промысел семги и нерпы.
Знакомство с селом начнем с церкви Тихвинской иконы Божией матери. Храм стоит почти в конце по сути единственной улицы села.
История церкви берет начало от трех святых Аксия (Астерия), Авксентия и Тарасия погребенных в часовне которая ранее стояла на месте церкви. Первым здесь появился Аксий и никакого села еще не было. А был лишь наволок – место куда поморы приходили на промысел. Жил Аксий в скиту – все как полагается – и прославился тем, что молитвой поддерживал больных цингой, коя была тогда частым явлением. От цинги умер и сам Аксий, но те больные, кто подходил к гробу попрощаться – чудом выздоравливали. Место захоронения стало почитаемым и к нему потянулись люди со всего Терского берега.
Авксентий и Тарасий считались непримиримыми борцами с местной нечистью, ведь Кашкаранские тони слыли местом зело нечистым (лопарскую богиню Лоухи вспомнить опять же). А молитвами монахов изгонялись ночные кошмары, привидения и всякая прочая нечисть.
В общем над могилами праведников в 16 веке была установлена первая Тихвинская часовня.
Вторая часовня была построена в 17 веке вместо первой. В «Сказании о чудесах от иконы Богоматери Тихвинской в 1581–1611 годах» говорится о 23 поморах, застигнутых в море на промысле очень рано начавшейся зимой. Поднялся шторм, завела свою песню метель и рыбаки, находившиеся вдали от родного берега потеряли всякую надежду вернуться домой. Едва удалось добраться до какого-то острова, но нет еды, нет воды, холод властно заглядывает в глаза и ледяное дыханье старухи с косой уже ощущается на лице. Одна надежда – молитва. Одному из помором во сне явилась Богоматерь указав на спасание – травку, растущую на берегу (Пучка – он ж Сибирский борщевик). Тем и питались. Через двадцать дней море успокоилось, промысловики спокойно вернулись домой. В благодарность часть денег ушло на строительство храма.
Так гласит еще одна легенда этих берегов. В 1866 году к часовне пристраивают алтарь, и она стала Церковью Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1894 году церковь сгорает, но уже в следующем году строится новая на средства польского купца Конрада Галтери. Его история не нова для этих мест. Купец терпит бедствие в шторм, почти погибает, но его спасают кашкаранские поморы. В благодарность Конрад строит храм.
В 1932 году церковь отдают под клуб. Иконы и вся церковная утварь сжигается комсомольцами. Начинается новый виток истории. Чудом уцелела только самая главная – икона Божией матери Тихвинская. Ее случайно обнаружат в 1967 году и отправят в Варзугу, где она тайно пропылится на чердаке Успенской церкви еще 30 лет до периода начала восстановления храмов…
В 2002 году церковь еще считается клубом, но у ее стен воздвигается поклонный крест. А в 2004 году уже отслужен первый молебен. В 2005 восстанавливается внутреннее убранство, из тайников, отряхивая пыль достаются старые иконы и в 2007 году, спустя 75 лет возвращается в родные стены Тихвинская икона.
И хочется верить, что так и будет стоять древняя церковь на берегу студеного моря.
До 1929 года жители села ведут свое частное хозяйство: рыбодобыча, огородничество, животноводство, оленеводство. Кашкаранцы были в числе первых сёл в районе, где был организован первый в Мурманской области колхоз с претензионным названием – «Передовик». Основное занятие мужчин остаётся прежним – рыболовство, женщины трудятся на полеводстве, животноводческих фермах. В селе функционировали сельский совет, клуб, библиотека, магазин, пекарня, начальная школа. К слову библиотека есть до сих пор.
Промысл в новом времени сошел на нет, но Кашкаранцы продолжают жить своей жизнью. Стоят деревянные избы и амбары, многим из которых более ста лет и живут в них потомки тех, древних поморов, с хоругвями противостоящих ледяному цунами, крепкими руками направляющих рыбацкие баркасы в море – на промысел.
В селе есть гидрометеорологическая станция и маяк.
Первый маяк был построен на этом месте в 1938 году. Тогда это был простой навигационный знак. А современное здание маяка построено в 1978 году и является последним построенным маяком на Терском берегу. Высота башни от основания – 24 м. Высота огня от уровня моря – 26 м. Дальность видимости – 15 миль.
Стоит выйти на берег и взгляд уходит в горизонт, теряется в просторах Белого моря. Блестят покатыми боками камни, шумит накатывающими волнами море, ярко светит июньское солнце.
То тут, то там по берегу живописно разбросаны остовы рыбацких баркасов напоминая о корнях села. Есть гостиница, оформленная в поморском стиле, коммерческий туризм набирает обороты.
Проезжая мимо, исследуя Терский берег непременно посетите Кашкаранцы - село с историей, легендами и бодрящим запахом Белого моря.
Координаты для навигатора: 66.335749, 36.009986. Удачных дорог и ярких впечатлений.