Санкт-Петербургский союз художников — одно из самых ценных для меня мест. Здесь часто проводятся выставки, на которых можно увидеть творчество самых разных отечественных художников и мастеров практически в любом жанре или направлении искусства, как монументального, так и декоративного.
Самыми интересными, с этой точки зрения, являются, пожалуй, две ежегодных выставки: «На солнечной стороне» и «Весна».
Поскольку проходят они обычно в самом начале весны, то и тематику затрагивают соответствующую: солнце, свет, тепло, яркие краски, цветы — в общем все то, чего так хочется измученной бесконечным серым межсезоньем (которое почему-то у нас в Петербурге называется зимой) человеческой душе.
Два года назад я уже писала о выставке «На солнечной стороне» - это был интересный опыт, принесший много новых открытий, в целом позитивный. В этом году на аналогичную ежегодную выставку я опоздала, зато попала на самое начало следующей - «Весна 2023», которая, при куда больших масштабах, к сожалению оказалась менее удачной.
Поскольку данная выставка в общем-то воплощает собой некий творческий отчет совершенно разных художников, то и работы, представленные здесь, отличаются друг от друга кардинально. И хотя среди них много интересных и красивых произведений, в целом от выставки остается скорее грустное впечатление с легким привкусом разочарования. Но обо всем по порядку.
Итак, момент первый: чего вы, как посетитель, ждете в первую очередь от выставки с таким лаконичным и говорящим названием - «Весна 2023»? Конечно же каких-либо сюжетов, которые так или иначе будут связаны в вашем сознании с понятием весны. Однако, за редким исключением, большинство представленных работ полностью игнорируют эту тематику, поскольку в первую очередь — это отчетное мероприятие, куда каждый представил, что мог.
Как иначе объяснить наличие например, такой работы: «Филя. Степашка и Хрюша уже выросли» - произведение может и интересное, с какой-нибудь очень, ну очень, глубокой философской идеей, но с точки зрения выразительности и художественности … как вообще это может называться искусством? Ну разве что, как ретроспектива на тему грустной взрослой жизни, лишенной красок и радостных образов далекого детства.
Или вот еще нечто странное и пугающее — работы Александра Федорова «Индия» и «Испания». Да, безусловно, в них кроется глубокий смысл — трагичная картинка изнанки туристических аттракционов этих стран, жуткие вещи, которые творятся с животными на потеху публике и т. д. и т. п.
Но идея не нова, да и воплощение у нее, мягко скажем, не очень: искусство все-таки должно давать почву для размышлений, взывать к душе, разуму, быть источником сильных впечатлений и новых идей...А здесь все так просто, откровенно и что называется «прямо в лоб», что возникает стойкое ощущение, будто перед тобой работа какого-то студента или школьника — иллюстрация к проекту по вопросам защиты экологии, например...
Нет, безусловно, это тоже некое проявление творчества, но, наверное, как и большинство опусов современного искусства, крайне сложное для понимания моего разума, отягощенного традиционными представлениями о прекрасном.
И вот здесь второй момент: как это не печально, но если раньше выставки в союзе художников представляли классическое понимание творчества, в котором главенство оставалось за техникой и мастерством, а новые тренды под лозунгом «Главное — удивить» были представлены лишь ограниченным кругом работ, то в этот раз последние явно доминировали.
В общем-то, как показывает мой опыт общения с прекрасным в современном понимании этого слова в форме экспозиций Эрарты, в стремлении удивить, как и в новаторских, порой совершенно неожиданных, формах и средствах выражения, присущих современному искусству, нет ничего плохого, а часто встречается даже нечто уникальное и по-настоящему красивое, либо что-то, что в корне переворачивает привычную картинку мира.
Однако в Эрарте чаще всего представлены работы художников — признанных мастеров, экспозиции составляются продуманно и четко выдерживают определенную концепцию. У союза художников на проведение подобных мероприятий банально нет средств, отсюда такое хаотическое скопление совершенно разноплановых работ, из-за которого некоторые из них теряют эффект новизны, собственный характер и выразительность... Или все-таки нет?
Как ни странно, но подобная мысль, которая поселилась у меня в голове как слабый огонек надежды, пытающийся развеять сгущающуюся мглу разочарования, быстро оказалась низвергнута в прах, как только мой беспокойный, въедливый глаз зацепился за несколько симпатичных, красивых и по-настоящему интересных работ.
Виной всему оказалось любимое стекло и акварель — мастера двух этих жанров сумели и здесь выделиться из общей массы и дать своим произведениям особое звучание.
Безусловно, тонкая и нежная акварель — моя любимица в мире живописи. А потому я с одинаковым восторгом изучала как и роскошное буйство ярких цветов Кириченко Дарьи, так и нежнейшие пейзажи зимне-весеннего Кронштадта от Ремишевской Риммы.
Безусловно, что именно среди их работ обнаружился и мой личный «фаворит» - произведение «Букет, которым вдохновился бы Уильям Моррис и создал бы еще один великолепный орнамент».
Особенно преданные читатели канала знают что это за личность, и почему она так много значит именно для меня. Уильяму Моррису была посвящена отдельная статья на канале, а его творчество, созданные им орнаменты и главное - его философия и понимание прекрасного, - в конечном итоге привели к возникновению самого замечательного и исключительного стиля — великолепного модерна...Вполне естественно, что я просто не могла пройти мимо данной работы.
Конечно, даже в изящном и в целом теплом мире акварели тоже нашлось место грустной весенней хандре и серой безысходности все чаще угнетающей наше сознание и души ввиду текущих международных и политических реалий. В этом отношении показательна работа Ивана Зайцева «Ферапонтово. К весне».
И хотя написана она в 2019 году, но созвучна почему-то оказалась именно 2023 году, и если бы был какой-нибудь приз за лучшее отражение темы «Весна 2023», то я бы отдала его именно этой работе: черная тоска и грусть буквально ощущаются физически, а белые церковные стены вселяют страх и тревожное ожидание...Прямо все как у нас...
К счастью, нашлись те, для кого предвкушение весны наполнено более позитивным смыслом: художники по стеклу не только представили несколько интересных и привлекательных работ, но и по-видимому, от души повеселились.
Старинный пыльный утюг, из которого вдруг появляется красочное стеклянное полотно с разноцветными веселыми шариками, словно беззаботная детская шалость вызывает непроизвольную улыбку.
Или очаровательная головка белоснежной красавицы, чьи фарфоровые локоны украшены стеклянными цветами, и радостно развеваются от теплого весеннего ветерка...
Но самая веселая работа, с моей точки зрения, - сервиз для крепких напитков, в котором все предметы сделаны с разными ножками в форме лап и копыт животных, включая птичьи, лягушачьи и многие другие. Смотрится позитивно и интересно: качество исполнения, безусловно, на высоте.
Однако особенно весело становится при мысли о том, что этот «сервиз» можно использовать по назначению: представьте как интересно пить именно из таких рюмок крепкие напитки — белая горячка обеспечена.
Самыми красивыми, как и самыми непонятными работами масштабы выставки, конечно, не ограничиваются. Как часто у меня случается, опять удалось обнаружить нечто особенное и интересное — творчество двух художников, которое почему-то оставило по себе самые сильные впечатления и запомнилось больше других.
Первый художник — Сергей Астапов. На выставке представлена всего одна его работа «Луч солнца в холодном лесу» - простая и добрая метафора об одиноком проблеске тепла и света — маленьком золотом (в буквальном смысле слова) лучике, который с игривой грациозностью и мягкой гибкостью кота блуждает в темных закоулках мрачного леса.
Не знаю почему, но мне именно так видится жизненный путь человеческой души: сверкая безупречным золотом истинной, бесхитростной чистоты и безупречности, она блуждает в лесу жизненных обстоятельств. И в конечном итоге она либо сохранит свою ценность, либо утратит ее, навсегда потеряв в темноте низменных страстей и желаний золото истинных ценностей... (правда мне кажется, что моя душа больше похожа ни на кота, а на веселого песеля).
Второй художник — Армен Гаспарян. На выставке представлено сразу несколько его работ, наполненных странными символами и обладающих какой-то уникальной, почти пугающей эстетикой.
Блуждать в лабиринтах символов можно бесконечно — возможно не хватит целой статьи (а почему бы и нет?), а вот эстетика... Она действительно у Гаспаряна какая-то уникальная: отталкивающе притягательная. Когда изучаешь его работы, кажется, что через дверную щель заглядываешь в мир Говарда Лавкрафта: такое же стойкое отторжение и вместе с тем всепоглощающее очарование темной, страшной бездны, захватывающей сознание и манящей его все дальше — в глубины первобытного космоса, населенного ужасными созданиями...
Внезапно понимаешь, что где-то уже видел нечто подобное, почти такую же жутковатую, но вместе с тем притягательную выразительность форм и образов... Ну, конечно — в творчестве Ханса Гигера... И хотя, безусловно, оба художника совершенно разные: как по мне у Гаспаряна все-таки меньше пугающего, - но общее ощущение от их работ практически полностью идентично: странная форма ужасающе притягательной красоты...
Вот таким необычным оказалось в этот раз для меня свидание с Союзом художников. Что-то обрадовало, что-то оттолкнуло, что-то заинтриговало и поселилось в мыслях надолго, а может и навсегда...
Возможно, такова и была задумка организаторов: показать мир искусства во всем его многообразии от классических форм до самых необычных и неожиданных, чтобы предоставить зрителю самому право выбора... И вполне возможно, что кто-то увидит нечто притягательное и красивое в совершенно других работах — в этом и прелесть, и главная ценность искусства...
Жалко только, что общее впечатление омрачилось случайно подслушанным разговором. Оказавшись рядом с беседующими художником и репортером, которому первый как раз рассказывал об одной из своих работ (как по мне — безумное нагромождение геометрических фигур и линий без цвета и сюжета), я услышала, как он сказал, что «Идея этой работы пришла к нему случайно, спонтанно, когда он пил чай».
В чем суть этой самой идеи ни я, ни журналист так и не узнали. Судя по картине либо пил он вовсе не чай, либо идея просто настолько не приличная, что за 15 минут словесных рассуждений ни о чем он ее так озвучить и не смог...Остается надеяться, что этот «творец» - лишь исключение, хотя судя по тенденциям...но этот вопрос уже выходит за рамки данного канала.
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺