В предыдущих статьях, например - https://clck.ru/3433Fd , я уже упоминал о том, что автор героя своего произведения наделяет теми свойствами личности, которые совпадают с мировозрением самого автора. То есть, если автор считает этого персонажа подлецом, то наделяет его теми чертами, какие должны быть у подлеца по мнению самого автора. Некоторые читатели сего канала, порою в нецензурной форме, не просто не соглашаются с этим утверждением, но и не видят в статьях ничего другого, как просто «поливание грязью» «гениального поэта». Правда в чем эта гениальность проявляется, никто толком сказать так и не смог. И напоминают эти аргументы известный лозунг - «Учение Ленина всесильно, потому что оно верно!», аргументированный фразой «Мамой клянусь!».
А между тем, сам Владимир Семенович неоднократно заявлял о том же, что и я. Где моя кнопочка? Вот моя кнопочка…. Нажимаем и слушаем:
«Вы знаете, я получаю много-много разных писем, где люди спрашивают: вот, мол, дескать, там, не плавал ли я, не летал ли, не летал ли, не сидел ли, не воевал ли и так далее. Наверное, это потому, что я пишу свои стихи... это не песни, это - стихи, которые я исполняю под гитару, чтобы усилить воздействие. Одним словом, я пишу это от имени разных людей. От имени разных людей. Конечно, это наполовину там это… они, наполовину - я. Я уж не знаю, где кто. Во всяком случае, я пытаюсь свое мнение по этому поводу высказать, свое отношение, потому что это самое интересное - рассказывать, как ты думаешь про это, а не как какой-нибудь дядя. Вот. Поэтому сейчас я хочу вам спеть песню, которая написана про... о шоферах дальнорейсовиках. От имени человека, который находится в дальнем рейсе со своим напарником. "Дорожная история".
Ворошиловград, ДК им.Ленина, 25.01.78 (перв)
«Надо просто хотеть увидеть, услышать и... и иметь желание рассказать что-то людям про то, как ты это думаешь, как ты понимаешь про эту жизнь, про какие-то события, случаи, характеры. Вот. Эта песня называется "Дорожная история".
г.Ташкент, ДК тракторного завода, 20.10.77
«Вот часто в письмах спрашивают меня: не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли и так далее. Это из-за того, что почти все мои песни написаны от первого лица. Я всегда говорю "я". Но это не потому, что я через все прошел, а потому что... Там наоборот, там есть большая доля авторской моей фантазии. И, конечно, основное - это мое отношение и суждение о том предмете, о котором я рассказываю. Значит, я имею право говорить "я". Не от ячества и нескромности, а просто из-за удобства формы, потому что я артист и мне часто приходилось бывать в шкуре другого человека. И мне из нее легче петь, чем, может быть, другим поэтам, которые вот... Песня называется "Дорожная история".»
Глазов, Ледовый Дворец "Прогресс", 29.04.79
Кстати, в этом последнем комментарии Высоцкий дает понять, что ему, как артисту, легче петь «из шкуры другого человека». Именно об этом я и писал ранее! Актерские навыки позволяли ему гораздо сильнее, по сравнению с другими авторами-исполнителями оказывать воздействие на слушателя. И это не оспорить. Надо отметить правда, что навыки эти были довольно посредственны сами по себе. Но в связке с голосом, с криком оказывали магнетическое воздействие. Особенно на « весь слабый женский пол»… И на сюжет, на анализ, на понимание авторского «я» уже желания не оставалось. А зачем? Тут вот многие задаются этим вопросом – зачем копать? На это я ответил в статье https://dzen.ru/a/Y-jkSLFcBmIxfF1N с продолжением. Повторяться не будем…
Лучше задумаемся о чем же поет В.Высоцкий в вышеупомянутой песне 1972г создания под названием «Дорожная история». Оговорюсь, что по-разному автор называл ее, но в основном именно так. Иногда, видимо в память о М. Анчарове, называл еще – «МАЗы». В моей фонотеке 160 концертных и квартирных выступлений, где звучит эта песня. Существуют и разночтения строк и два варианта судьбы главного героя, от имени которого она (песня) поется. В одном случае – герой, отсидел по ложному доносу фактически 7 лет из более длительного срока, но освободился раньше «по зачету». С чем именно связано досрочное освобождение - не указано. В другом варианте – «бродяжил и пришел домой уже с годами за спиной». И тоже неясно – то ли сидел за бродяжничество, то-ли имеется ввиду авторитетный профессиональный уголовник в прошлом – «бродяга», «босяк», который «отошел» и стал шофером. Остальные разночтения для данной статьи принципиального значения не имеют.
Я вышел ростом и лицом -
Спасибо матери с отцом, -
С людьми в ладу - не понукал, не помыкал,
Спины не гнул - прямым ходил,
Я в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал...
Но был донос и был навет -
Кругом пятьсот и наших нет, -
Был кабинет с табличкой: "Время уважай", -
Там прямо без соли едят,
Там штемпель ставят наугад,
Кладут в конверт - и посылают за Можай.
Потом - зачет, потом - домой
С семью годами за спиной, -
Висят года на мне - ни бросить, ни продать.
Но на начальника попал,
Который бойко вербовал, -
И за Урал машины стал перегонять.
Дорога, а в дороге - МАЗ,
Который по уши увяз,
В кабине - тьма, напарник третий час молчит, -
Хоть бы кричал, аж зло берет -
Назад пятьсот, пятьсот вперед,
А он - зубами "Танец с саблями" стучит!
Мы оба знали про маршрут,
Что этот МАЗ на стройках ждут, -
А наше дело - сел, поехал - ночь, полночь!
Ну надо ж так - под Новый год -
Назад пятьсот, пятьсот вперед, -
Сигналим зря - пурга, и некому помочь!
"Глуши мотор,- он говорит, -
Пусть этот МАЗ огнем горит!"
Мол, видишь сам - тут больше нечего ловить.
Мол, видишь сам - кругом пятьсот,
А к ночи точно - занесет, -
Так заровняет, что не надо хоронить!..
Я отвечаю: "Не канючь!"
А он - за гаечный за ключ,
И волком смотрит (Он вообще бывает крут), -
А что ему - кругом пятьсот,
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Он был мне больше чем родня -
Он ел с ладони у меня, -
А тут глядит в глаза - и холодно спине.
А что ему - кругом пятьсот,
И кто там после разберет,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!
И он ушел куда-то вбок.
Я отпустил, а сам - прилег, -
Мне снился сон про наш "веселый" наворот:
Что будто вновь кругом пятьсот,
Ищу я выход из ворот, -
Но нет его, есть только вход, и то - не тот.
...Конец простой: пришел тягач,
И там был трос, и там был врач,
И МАЗ попал куда положено ему, -
И он пришел - трясется весь...
А там - опять далекий рейс, -
Я зла не помню - я опять его возьму!
Итак, что видно из песни. Отсидевший срок герой, досрочно освободившийся по «зачетам», более опытный и старший с молодым напарником перегоняли «Маз» и были застигнуты пургой. Либо на переметенной трассе, либо в условиях пурги и плохой видимости, потеряв ориентиры они съехали с трассы и завязли в снегу. Последнее – более вероятно. Кто именно из них был за рулем в этот момент из песни неясно. Может быть молодой («он ел с ладони у меня») и менее опытный, а старший уже позже сел за руль, пробуя выехать из снежного плена. Может и сам старший (и это скорее всего), ведь кричал же ему молодой через три часа «Глуши мотор!», а до этого ни слова упрека, из-за чего старший и злился – «Хоть бы кричал, аж зло берет….»…
И тут важно понимать – в таких условиях двигатель ни в коем случае глушить нельзя до полной выработки топлива, потом жечь «запаску» и т.д. Замерзших водителей в те годы на трассах было много. И за Уралом, и в Якутии… Проблема – отсутствие связи, навигаторов GPS.
Почему « в кабине – тьма» при работающем двигателе и в дневное время («… и к ночи точно занесет») – непонятно… Сигналы работали. Отопление салона работало, поскольку старший потом даже прилечь собирался, а потом и уснул… Тут что-то у Владимира Семеновича не вяжется…
Так вот, молодой напарник, который три часа молчал, не выдержал. И не выдержал, поскольку никакого решения от более опытного и старшего напарника не услышал. Мало того, старший еще в этой опасной ситуации позволил себе одернуть его, как ребенка: «Не канючь!» и молодой еле сдержался, чтобы не пустить в ход гаечный ключ. А ведь молодой, что имел ввиду? О чем он пытался донести старшему. Этот «Маз» ждали на стройке. Потому маловероятно, что в кузове было что-либо иное, кроме стройматериалов. Если там вообще был кузов и «Маз» не был, например, панелевозом. Поэтому, что случится с этой машиной? Ну занесет и только. Но, если вернуться на трассу, то шанс нарваться на проезжающих хоть какой-то, но есть. Но старший не отреагировал, дескать «хочешь –иди!». «Я отпустил, а сам прилег…». В тепле, на мягких сиденьях… Да будет, что будет…
А вот что дальше? Какой финал? Молодой ушел «куда-то вбок»… Т.е., если они съехали с трассы, то «вбок» означает предполагаемое направление в сторону трассы… Поэтому я считаю, что молодой все-таки дошел до трассы и вернулся уже с тягачом. И врач понадобился старшему – может тот уже замерзал, может угорел в кабине во сне (и такое в те времена бывало). А трясло молодого, поскольку и продрог и вымотался… И про «зло», которое старший не помнит, так это те три часа, когда молодой не сказал ни слова упрека… «Хоть бы кричал, аж зло берет…». И, конечно, старший возьмет его потом с собой, поскольку молодой-то не опустил руки, не смалодушничал. Пошел и сделал. С таким-то конечно выгодно… Только вот поедет-ли молодой? Думаю – вряд-ли…
Я ничего не могу сказать про само исполнение. Высоцкий говорил, что он очень любит эту песню. У него получилось очень точно интонационно сыграть эти образы. И исполнение впечатляет. Эффектное. Но вот какой-то конкретной авторской позиции я тут не увидел. Так и хочется спросить – что сказать то хотел, такой загадочный? Мало того, почему то у многих именно старший водитель, от имени которого, якобы, поет Высоцкий вызывает больше симпатий… Не знаю, не знаю… Я так не думаю.
P.S. Уважаемые читатели! При создании данного канала, при публикации первых статей непреднамеренно были сделаны ошибки, которые привели к тому, что ряд статей на канале доступен только подписчикам. Поэтому публикую ссылки на эти статьи и для всех остальных читателей. Но можно сначала и подписаться...
https://clck.ru/3433Fd - О чем же поет Высоцкий... Рядовой Борисов...
https://clck.ru/36Wz6N - А. Галич. Началось все дело с песенки...
https://clck.ru/36WzEu - О чем же поет Высоцкий......
https://clck.ru/36WzLu - «О чем же поет Галич? «Закон природы»
Если у вас появится желание помочь автору - https://pay.cloudtips.ru/p/a9552a44