Найти в Дзене
Rocketyze

«Достаточно большой» бизнес

Оглавление

Под каждой статьей о том, как кто-то уволился и запустил небольшое дело, можно найти комменты вроде:

  • Ну и зачем? Денег в найме больше.
  • Создал себе работу за те же (в лучшем случае) деньги, только без отпуска и больничного.
  • Сколько прибыль? Прибыль покажи!
  • Да это не бизнес вообще, а самозанятость.

Такие комментарии подразумевают, что бизнес должен (нет, обязан!) быть большим и нацеленным на рост. Но бизнес и его создатель никому и ничего не должны. Если это не стартап, нацеленный на рост по определению, бизнес может оставаться маленьким и кормить только его создателей, и это абсолютно нормально.

На эту тему послушал недавно книгу Ли ЛеФевера «Достаточно большой» (Big Enough: Building a Business That Scales with Your Lifestyle, Lee LeFever). Она мне понравилась, в особенности потому, что я разделяю описанный подход (хотя, вероятно, это предвзятость подтверждения), но еще оказалось, что автор — тот самый товарищ, придумавший популярный в конце нулевых жанр видео-объяснялок в технике стоп моушен.

Когда я увольнялся из найма в 2011 году, рассматривал производство таких видео-объяснялок как одну из идей для бизнеса. В итоге не выбрал, и мы запустили агентство, но даже и для него я сам сделал ролик по примеру ЛеФевера (только лучше, потому что я умел обращаться с монтажным софтом и мог сделать анимацию, а они просто снимали на камеру бумажки и рисовали фломастерами на доске). Но то наше видео не сохранилось, так что показать не смогу. Ссылка на другое наше видео — чуть ниже.

Вернемся к книге.

Основная мысль:

Бизнес не обязательно нацелен на рост, он имеет право оставаться небольшим и масштабироваться в соответствии с образом жизни владельца(ев).

У меня были выписаны ключевые идеи, и я думал их опубликовать, но, когда смотришь вне контекста, они выглядят какими-то адскими банальностями, так что не буду этого делать.

Приведу несколько цитат в вольном переводе:

Владельцы малого бизнеса — его единственные акционеры. Они определяют цели и ценности бизнеса. И они вправе принять для себя цели и ценности, отличные от роста. Что важно для вас? Как вы будете определять успех бизнеса? Решать вам.
«Протратить» (деньгами) путь к счастью невозможно.
Время — новое богатство. В будущем для многих время будет важнее денег. (В отличие от денег) накопить время и использовать его в будущем не получится.
Вы занимаетесь бизнесом для себя или чтобы он выглядел определенным образом для других?
Компания, «достаточно большая» по вашим меркам, может не вызвать уважения у предпринимателей, не разделяющих такой подход. Забудьте о них. Вы участвуете в другой игре с другими правилами и результатами.

В общем, рекомендую почитать/послушать всем, кто, как и я, не понимает, почему слово «бизнес» стало вдруг синонимом бизнеса большого, растущего и отчуждаемого, хотя на самом деле в широком смысле бизнес — любая деятельность, направленная на получение прибыли. Даже самозанятость — это бизнес, представляете?

Стоп. Самозанятость — это бизнес?

Я не понимаю, откуда и почему в русском языке появилось определение, что бизнес — это исключительно то, что приносит деньги «пока вы спите». Самозанятость, конечно, как правило, во сне деньги не приносит, но это же не делает ее «небизнесом».

***

Эта статья полностью опубликована в блоге основателя Rocketyze.

***

Если интересуетесь маркетингом, приглашаем в наш телеграм-канал — без протухших новостей и надоевшей рекламы.