Интересно, что в годы, когда рождалось поколение нынешних матерых военачальников, отмечали 100 лет... с отмены крепостного права на Руси. Или, скажем, событий гражданской войны в США (по сути - оформления американского государства в нынешнем виде).
Тогда, 100 лет назад от рождения поколения 60-х не были еще изобретены механические средства передвижения (кроме, пожалуй, паровоза). Мир продолжал ездить по дорогам и улицам на лошадях как и предыдущие тысячи лет. А в морях парусники еще только начали уступать место неуклюжим густо дымящим пароходам.
Столетие назад с того времени армия еще стреляла из кремниевых ружей, а артиллерия могла заряжать пушки только круглыми ядрами.
И за прошедшие тогда сто лет военное обеспечение преобразилось кардинально. Совершенно немыслимо противопоставлять войска тех разных эпох. Автоматическое оружие и ручные гранатометы у пехоты, боевая реактивная авиация, атомные подводные ракетоносцы… Что уже говорить о ядерных бомбах. Никому не могло даже привидеться все это новое вооружение во времена Крымской и Русско-турецких войн…
Но что же мы можем увидеть сегодня, отсчитав сто лет назад c теперешних наших дней? В 1920-х уже резво летали аэропланы, вовсю использовалось электричество и радио, даже появлялось телевидение. Циолковский уже спрогнозировал развитие космонавтики. А Тесла экспериментировал с передачей электричества без проводов (чего, кстати, так и не удалось достичь после него до сих пор).
А что с армией? Самолеты сто лет назад уже умели сбрасывать бомбы. Артиллерия стреляла снарядами по тому же принципу, что и сегодня. Удивительно, но та же столетняя винтовка системы Мосина порой попадает в руки снайпера даже сейчас. Те же железные каски все еще в процессе замены на новую технологию защиты солдатской головы.
Как же это происходит? Ведь считается, что технический прогресс постоянно ускоряется. И кучность открытий с изобретениями нарастает с каждым новым десятилетием.
Действительно, только за последние лет тридцать проскочила и сгинула уйма инженерных усовершенствований, невиданных ранее. От видеокассет, кинескопных персональных мониторов, пейджеров и гарнитур к наборным мобильникам до компакт-дисков.
Все подобные супер-новации уже успели безнадежно устареть. И это лишь за время взросления нынешнего поколения. А чуть раньше – не было ни сотовой связи, ни самого интернета, что осознается уже с трудом. Все появилось прямо на глазах.
Зато в армиях мира мы не увидим за сто лет новых оружейных открытий, круто меняющих реальность. За исключением, конечно, появления ядерных боеголовок и ракет. Хотя и эти наработки теоретически прослеживались уже сто лет назад. И если говорить об «обычных войсках»…
Да, совершенствуются самолеты, танки, орудия. Но это внутренняя эволюция уже имеющегося привычного оружия. То есть, ничего принципиально нового. Это, повторим, за последние сто лет.
Но вы только представьте себе в 60-х годах советского солдата с кремневым ружьем как у его исторического векового предшественника… Переворот в военном мышлении за тогдашнее столетие налицо.
А вот сегодня, при всех наворотах воинской экипировки, вполне уместно вписывается в вооружение и столетней давности пулемет «Максим», и уже упомянутая еще более древняя мосинка.
Еще раз: то есть, если брать столетний отрезок времени, прошедший к 60-м годам прошлого века, мы увидим, что вооружение несравнимо изменилось. А если посмотреть на сто лет назад из нашего времени, то мы отметим лишь "внешние альтерации" уже имевшегося. Без революционных преобразований.
Неужели мир средств войны наконец устал и затоптался на месте? Или же он взял инновационный тайм-аут перед рывком к чему-то сверхпоражающему и неуязвимому, вроде группировок боевых космических лазеров…