Найти тему

Раскрываем 3 главных секрета, как научить ребенка сливать слоги

Мы продолжаем помогать родителям разобраться в том, что делать, если ребенок уже знает буквы, но ни как не может их слить в слоги.


К нам обращается немало родителей, которые сумели выучить с ребенком буквы, но дальше дело не пошло. Они жалуются, что ребенок:

❌читает по буквам

❌не может объединять буквы в слоги

❌не понимает прочитанное

Приведем пример👇🏻

Итак, представьте: показываете ребенку слово КОТ. Он читает так: К-О-Т, потом слитно КОТ. А целое предложение КОТ ЛОВИТ МЫШКУ превращается в К-О-Т КОТ Л-О-В-И-Т ЛОВИТ М-Ы-Ш-К-У МЫШКУ. Как вы думаете, это можно назвать чтением? На наш взгляд, нет. Пока ребенок доходит до третьего слова, он уже напрочь забыл о первом.

Ситуация в разы усугубляется, если ребенок к тому же произносит буквы неправильно и читает КЭ-О-ТЭ, а вместо КОТ ЛОВИТ МЫШКУ, соответственно, получается вовсе КЭ-О-ТЭ ЛЭ-О-ВЭ-И-ТЭ МЭ-Ы-ШЭ-КЭ-У – абракадабра какая-то.

При таком побуквенном прочтении вероятность того, что ребенок в принципе понял, о чем речь – минимальна.

Что делать?

Точнее, что не делать: не учить изолировано разные буквы, в надежде, что ребенок начнет читать хоть так, а там как-нибудь и когда-нибудь переучится и станет читать по нормальному.

Нет, нет, и еще раз нет!

Шаг № 1 – Произношение
Если ребенок заучит буквы неверно, то при объединении их в слоги, он неизбежно столкнётся с трудностями: как из СЭ и А вдруг получается СА, а не СЭА?!

Поэтому во время изучения букв, произносите их правильно – С, В, Т. Если ребенок уже знает буквы и произносит их неверно – переучивайте.

Популярный вопрос – нужно ли сперва выучить все буквы, чтобы переходить к сложению слогов? Нет, на первом этапе достаточно выучить всего несколько букв, например, А, О, У, С, М.

Шаг № 2 – Слияние в слоги
Когда ребенок познакомился с несколькими буквами, переходим к слиянию простых слогов. Из 5 букв (А, О, У, С, М) удается сложить множество комбинаций.

Начинайте с самых простых, таких как:

СА, СО, СУ, МА, МО, МУ
АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ

Важно, чтобы ребенок не читал раздельно С и А, а проговаривал слитно – СА.

Для этого предложите ему интересный образ. Это могут быть два кубика LEGO, которые плотно соединились, и их не нужно разъединять. Или две буквы-подружки. Главное, донести мысль – что одна буква тянется к другой (бежит или едет), и к первому звуку плавно присоединяется второй.

СССААА – СА, МММААА – МА

Именно так формируется навык слияния букв в слоги. Следующий этап – слоги с добавлением согласной.

САС, САМ, МАС, МАМ

Третий уровень сложности – слоги, где две согласные буквы идут подряд.

СМА, МСА

Как только на примере первых 5 букв ребенок освоил принцип сложения слогов, можно предлагать ему короткие слова (ма-ма, со-м, о-са, со-ус).

Шаг № 3 – Закрепление информации
Чтобы ребенку процесс давался быстрее и проще, закрепляйте изученное с помощью игр. Самое простое – это карточки. Их можно запросить у нас — это бесплатно. Показываете слог, например, СА – ребенок читает. Следите, чтобы он не проговаривал вслух или про себя каждый звук в отдельности, нам нужно стремиться к автоматизму.

Как часто повторять? Все крайне индивидуально. Главный принцип – не давить на ребенка. Обучение не должно сопровождаться негативом. Будьте терпеливы, кому-то процесс дается довольно просто, другим детям требуется больше времени, чтобы информация уложилась. Пусть это будет 10-минутная игра, в ходе которой малыш перевезет карточки на машинке или сложит из них дорожку, нежели 30-минутная зубрежка со слезами и криками.

Когда добавлять новые буквы? Поняв принцип объединения букв в слоги, ребенок, знающий, что из С и А получается СА, без проблем после знакомства с буквой В по той же логике прочтет ВА и т. д. Мы рекомендуем добавлять по 1 новой букве за 1 занятие. Оптимальное количество – 2-3 урока в неделю.

Таким образом:

1. Учим несколько первых букв.
2. На их примере объясняем принцип слияния букв в слоги – от простых к сложным.
3. Добавляем по 1 букве на каждом занятии.

4. Регулярно повторяем изученное
Если придерживаться этого алгоритма, то, когда ребенку встретится слово КОТ, вместо дробного К-О-Т (а в худшем варианте КЭ-О-ТЭ) вы услышите более плавное – КО-Т. А главное, ребенок поймет, что означает слово, которое он только что прочитал.

Ну а если вы столкнулись со сложностями и не хватает времени, сил и терпения научить ребёнка самостоятельно, мы поможем! Записывайтесь на бесплатное пробное занятие нашу школу. Как минимум, за 36 занятий ребёнок научится читать 15-20 слов в минуту, а как максимум будет проявлять интерес к чтению, носить вам книжки, читать сам, и понимать прочитанное.

Записывайтесь на бесплатное онлайн-занятие с преподавателем.