Найти тему
Эхо СЕВЕРА

Гном Гномыч доволен

Представляем мнение нашего культурного обозревателя о выставке «Наивный возраст» из архангельского музея ИЗО.

В марте в архангельском музее ИЗО открыли выставочный проект, посвящённый теме детства. Некоторые картины находились в фондах местных музеев, а что-то приехало к нам из Ярославля и Вологды. Всего работ на выставке около восьми десятков. Получилось мило.

Экспозицию можно условно поделить на три эпохи — строгая благолепная классика, авангардные работы и соцреализм. Есть даже несколько икон, на которых присутствуют дети, но их завезли на выставку скорее в качестве «инкрустации»: изображение ребёнка на иконах не предполагает того, что это ребёнок, а значит и психологического анализа заявленной темы в них отследить нельзя. Поэтому иконы размещены тут скорее для экзотики, как что-то неожиданное. И это недурное эстетство.

Первое, что видит пришедший в выставочный зал человек, — как раз две иконы начала 18 века. С них на нас взирают Праведник Артемий Веркольский и Спас Эммануил. Далее идёт добротный классицизм — портреты барчуков, ребятишек дворянской знати, престольных отпрысков. Жемчужина — портрет маленького Павла Петровича, великого князя, кисти художника Головачевского. Создан портрет в 1763 году.

Но жемчужиной выставки в целом, её ядром, безусловно, являются вывешенные в ряд четыре картины 19-20 веков на серо-синеватом фоне. Тут хорошо видны перемены отношения к детскому миру в художественном сознании. Среди этих четырёх картин даже на самой ранней уже совсем нет того пафосного налёта, который ещё в 18 веке уничтожал в изображаемом ребёнке ребёнка. Здесь есть работа предположительно Крамского — «Девочка с книгой». Собственно, сегодняшние интеллигентные детки выглядят ровно так же. А вот таких детей, каким на холстах остался Павел Петрович, приметить вокруг невозможно.

Однако не все изображения детей вызывают умиление. Есть что-то вызывающее, даже нецеломудренное в портрете Бориса Николаевича Дерягина (художник Кузнецов, 1881 год). Мальчуган томно развалился среди чёрного бархата и позолоты, он явно разбалован и капризен, на всё смотрит с ленью и подавленным желанием устроить какой-нибудь бунт. Дитя порока. Будущий Борис Моисеев. Из таких и вырастали настоящие декаденты, не притворно-салонные, а действительно истомившиеся бесы, танцующие свои надломленные жизни как недолгое танго-кокаин.

Крайне хороша работа художника Кончаловского — портрет его сына. Спокойствие позы, глуповатое лицо, аляповатый пластрон, резкий холодный голубой фон, алые поджатые губы, белая рубашка, в которой мальчик выглядит как облако, — всё это выписано с такой любовью, что сыну художнику остаётся только позавидовать. Но мечтательный мальчик из 1909 года увидит много интересного спустя совсем немного времени, вьюга истории захлестнёт его детство, страшный холодный фон разрастётся и проглотит его, только и останется — эта синь, этот страшный, чистый, огромный сгусток цвета, который даже через век запоминается музейным зевакам сильнее, чем лицо мальчика.

Выставка делится на несколько тематических локаций — «мальчики», «девочки», «семья», «мать и дитя», «игрушки». Оппозиция мужское/женское сама по себе удачна, однако её сопровождают плакаты с неоднозначными высказываниями. Над мальчишеским пространством висит призыв: «Каждому мальчику нужно нести за что-нибудь ответственность, даже если ему только три года».

Такого рода высказывания кажутся едва уловимым сексизмом: дескать, а почему это вдруг только мальчику нужно быть ответственным? Каждого ребёнка следует побуждать к ответственности, иначе через двадцать лет мы будем иметь плачевную бракоразводную статистику, убыль населения, прогрессирующую инфантилизацию общества и культ содержанок.

Кстати, про девочек организаторы выставки написали, что в детстве их надо как можно чаще называть красивыми. Безусловно, надо. Но поощрения трудолюбия, ответственности и стремления к знаниям должны звучать не реже.

Плакатные призывы вообще несколько испортили общее впечатление. Кто-то додумался привести цитату Максима Горького следующего содержания: «…уметь воспитывать детей — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни». Простите, но воспитание детей — это великое дело родителей.

Забавно и то, что чуть выше цитаты Горького отпечатали цитату известного бунтаря Руссо буквально диаметрально противоположного содержания: «У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей».

Прекрасна работа Гончарова «Портрет девочки с цветком» (1924 год). Тёмный зелёный мрак на фоне, тёмное коричневое платье, бесформенные башмачки, желтоватое личико, живые чёрные глазки, короткие чёрные волосы — и розовый, чистый, круглый цветок в ладони. И девочка смотрит вдаль, не на него. Потому что она видит это живое чудо где угодно. Она же девочка. И платье её чуть-чуть светится.

-2

«Девочка на стуле» художника Фалька — что-то идеальное. Эта картина похожа на пломбир. Блекло-голубой, белый, шоколадный, немного розового и чёрного — и маленький шедевр готов. Работа Фалька — это сестра-перевёртыш энергичной «Девочки с персиками» Серова.

Ещё одна супер-картина — «Больная Верочка» Мыльникова (1959 год). Очаровательная Верочка полулежит под тёплым розовым одеялом в нескольких голубых кофтах сразу и фиолетовом платке с примочкой возле уха — и что-то пишет левой рукой. Эта деталь делает картину совершенной, наполняет жизнью до предела. Верочка не только поправится через два дня, но и всех нас ещё переживёт.

-3

Интересно представить, как ночью герои картин оживают и приходят друг к другу в гости. Верочка, наверное, хочет познакомиться с мальчиком в ослепительном красном мундире с портрета 19 века кисти неизвестного художника. Потому что он похож на Лермонтова, а про Лермонтова Верочке уже всё рассказали.

-4

Вот она сейчас поболеет — и придёт к нему в другую часть зала, а по пути познакомится со скульптурной девушкой, держащей в руках комсомольский билет с Лениным на обложке (Верочка покрутит пальцем у виска). А потом покривится, увидев соцреализм на соседних стенах. Ведь она эстет, ещё и левша. И совсем не любит Сталина, под портретом которого на одной из самых крупных картин целое семейство сидит за столом и будто бы пишет коллективный донос (серьёзно, эта картина вызывает именно такие эмоции).

-5

Соцреализм всегда вызывает такие эмоции. Его на этой выставке много, но раз уж целью организаторов было обобщение художественного опыта, накопившегося в русской живописи вокруг темы детства, то эстетических претензий у нас нет. Эта выставка вообще хороша тем, что она сама по себе задаёт контекст. Это позволяет сосуществовать самому разнородному художественному материалу на очень короткой дистанции. И именно поэтому нельзя оценивать конкретные плохие работы как плохие: они тут не ради себя самих, а ради совокупного контекста, и каждое произведение тут нужно воспринимать исключительно как часть целого.

Плохой работой была бы, например, картина Григорьевой «Портрет Оли» (1987 год). Оля на картине — какой-то мультяшный домовёнок на мутном фоне, сделанном крупными серо-бело-чёрно-синими мазками. Ни стилистика, ни техника таких работ, коли уж они живопись, не впечатляют. Художнице Григорьевой стоило пробовать себя в мультипликационном искусстве. Работы художника Якобсона («Детский портрет в чёрном пиджаке», «Портрет девочки с бантиками») — та же история.

-6

Есть и откровенная пошлость (зато всего одна-единственная на всю выставку) — какой-то жуткий сюрреалистический сюжет с кормящей матерью, вокруг которой расступается и светлеет пейзаж, а сама она сидит как бы в красно-белом световом потоке. И всё это ещё и в несуразной золочёной раме.

-7

Безусловные шедевры — пластические работы из цветного фаянса. Выразительные, гармоничные и даже с налётом эстетизма.

Хорошей, но наполовину хромающей в исполнении задумкой представляется фотопроект Любови Смирновой. Суть заключалась в том, чтобы с современными детьми сделать фото-реплики живописных произведений. Но с «современностью» и переборщили. На каждом втором снимке ребёнок держит в руках айпад или что-то такое нарочито «прогрессивное», в кадр попали даже монструозные Хагги Вагги или поп-ит. Вряд ли дети тащили весь этот реквизит на съёмку. Дети вообще не так сильно зациклены на искусственных вещах, будь то электроника или игрушки, когда вокруг происходит что-то интересное.

Смысл присутствия разных детских вещей на портретах — в том, чтобы показать настоящий детский внутренний мир через них, углубить личность ребёнка через деталь, которая как бы случайно и естественно попала в пространство художественного произведения. А для фото это делалось специально — и при этом не всегда умно. Но задумка с таким интерактивом для всех желающих детей безусловно, заслуживает одобрения.

-8

Наша оценка выставке — 4 из 5. К посещению рекомендуется, но следует оставаться начеку возле призывных непонятных плакатов и держать в уме, что художественный уровень не каждой картины тут самоценен.

Алексей Черников

-9