Вы эксперт и ведёте свой блог? Вам нужно больше клиентов? Вы хотите повысить рейтинг на профессиональном ресурсе? И в первом, и во втором случае нужны сильные тексты, которые интересны тысячам читателей!
Как стать интересным автором Дзен-канала? Как увеличить число подписчиков? Эксперт не всегда может разобраться сам. Для этого есть специалисты.
Всё, как в психологическом консультировании. Клиент приходит с формальным запросом «хочу больше подписчиков и выше рейтинг», а специалист проводит аудит блога в соцсетях или канала в Дзен и выясняет актуальный запрос. У эксперта, ведущего блог, могут быть слабые стороны, которые можно подкачать. Хочу рассказать об аудите блогов, потому что информации об этом меньше, чем рекомендаций, как вести блог.
Кто такой аудитор блога?
Аудитор - помогающий специалист, эксперт и консультант. Чаще всего, это блогер с большим опытом и большой аудиторией, у которого теория не расходится с практикой. С моей точки зрения, аудит блога невозможен без навыка литературного редактирования. Редакторы крупных СМИ могли бы быть лучшими аудиторами.
Иногда встречаю предложение аудита, захожу в профиль специалиста и не нахожу никакой информации. Какое образование, какой опыт позволяют проводить аудит? Какие критерии оценки блога психолога у этого аудитора?
Я веду блоги на разных платформах больше 10 лет, работала на радио и телевидении, сотрудничала с десятком крупных СМИ. А главное - у меня филологическое образование. Меня в университете пять лет учили писать грамотные тексты и редактировать тексты других. Эта информация - в открытом доступе, её можно проверить.
Что и как оценивает аудитор
Если рассматривать блог как отдельное маленькое издание, то аудит – это проверка издания на соответствие заявленной тематике и попадание публикаций в целевую аудиторию. Любое СМИ – это целостный проект, у которого есть условные рамки, а значит, вынужденные ограничения. Если тема журнала – красота, а целевая аудитория – женщины, журнал вряд опубликует статьи о домашних питомцах. Редакторы тщательно за этим следят.
Например, сотрудничая с издательством Life в качестве популяризатора психологии, я часто затрагивала тему эмоциональной травмы. Редактор возвращала мне тексты на доработку и просила удалить эту информацию. Она объясняла это тем, что целевая аудитория Life ориентирована на отдых и развлечение, а не на психологическое просвещение. Тексты должны быть лёгкими и простыми.
А в издательстве «Сноб» было важно публиковать глубокие тексты для интеллектуалов. В статьях для разных изданий нужно было использовать разную лексику и разный стиль речи. Статьи, которые в «Снобе» набирали тысячи просмотров, не стали бы читать в Life, и наоборот.
То же самое происходит в блогах экспертов - психологов, коучей и других специалистов. У разных авторов – разная целевая аудитория, поэтому разная подача по стилю и глубине. А это значит, что и лексика, и литературные приёмы нужны разные. Аудитор помогает привести всё в соответствие – цели и задачи блогера, целевую аудиторию, тематику и стиль речи.
Главное качество популярного блога – целостность
Целостность – это проявление автора через текст. Если говорить языком гештальт-подхода, фигура автора должна чётко выделяться на фоне. Фон – это тысячи блогов других экспертов. По нескольким публикациями сразу должно быть понятно, что предлагает автор, кто он такой, и чем отличается от своих коллег. Задача аудитора – проверить, есть ли фигура. Если фигуры нет – подсказать, как автор может проявиться.
Ошибки начинающих блогеров-психологов
В моём опыте самой частой ошибкой, которую я находила в блоге клиентов, было отсутствие однородности внутри блога. Там были публикации на разные темы, не связанные с целями и задачами блогера, не попадающие в целевую аудиторию.
Например, с одной клиенткой мне пришлось расстаться, потому что больше 50% публикаций в блоге были посвящены её котикам, пёсикам и детям. Это, конечно, очень мило. Но во время контакта с автором проявляется фигура домохозяйки.Я предложила клиентке вести два блога – про семью, детей, животных и про свою профессиональную деятельность. В профессиональном блоге могут быть фотки котиков, но они не должны составлять 50% публикаций. Клиентка категорически отказалась удалять публикации про то, что ей так дорого. Блог вскоре умер.
Похожая история была у другого психолога. Она поставила цель – привлечение клиентов, но при этом увлеклась литературными текстами. Больше половины её публикаций составляли лирические зарисовки на тему «О чём я думаю сегодня» или «Что вижу, о том и пою». Это прекрасное проявление творческой натуры психолога. В этом её уникальное отличие от коллег. Но когда блог изобилует публикациями, не поддерживающими основную тему маленького личного СМИ, приходит слишком мало подписчиков и клиентов.
Нужно ли эксперту давать больше личной информации?
«Но ведь на курсах о ведении блогов советуют больше рассказывать о себе и своей личной жизни!» – говорят мне клиенты. Всё так! Только любая публикация о личной жизни – это тоже инструмент для достижения цели психолога, а не цели домохозяйки. А цель – либо повышение рейтинга, либо привлечение клиентов. Хотя, может, на самом деле блог - способ удовлетворения бессознательных потребностей домохозяйки. Но сейчас психоанализ – в сторону!
Если статьи о психологии пишет консультант, а статьи о котиках - домохозяйка, блог разваливается, границы стираются, целостность разрушается. Фигура автора становится аморфной и расплывчатой. Какой-то ёжик в тумане.
Важно найти скрепляющий приём, который позволит блогу психолога с публикациями про котиков выглядеть более монолитно. Важно найти баланс публикаций о консультировании и публикаций о личной жизни. Важно научиться так писать про котиков, что всё равно понятно: пишет психолог, к которому хочется прийти на консультацию.
Благодаря литературному редактированию блог становится целесообразным. Проще говоря, каждая публикация приближает блогера к цели. Помочь в этом может аудитор.
Мой подход к аудиту
Вот как я вижу аудит блога. Это проверка соответствия блога поставленной цели. Уровни проверки: тематика, личный стиль, заголовки, композиция и ритм текстов, культура речи. Факультативно можно добавить анализ литературных приёмов, если их нет – порекомендовать. Но самое главное, моя любимая фишечка - энергия! Личная энергия автора, проявленная в тексте. Никто из моих коллег-аудиторов не специализируется на энергии. А без неё блог будет мёртвым.
Если вам интересна информация, приглашаю вас в свою открытую группу "ИСКУССТВО СИЛЬНЫХ ТЕКСТОВ". Там вы можете обратиться ко мне с вопросом, и я проведу небольшой аудит вашего канала бесплатно.