Содержание статьи
- Чем занимается маркетолог
- Кому подойдет профессия маркетолога
- Какие специализации есть в маркетинге
- С чего начать изучать маркетинг
- Можно ли стать маркетологом без образования
- Как начать работать маркетологом
- Как развиваться маркетологу
- Как стать хорошим маркетологом
- Сколько зарабатывают маркетологи
- Где учиться на маркетолога
Чем занимается маркетолог
Все действия маркетолога, какую бы специализацию он ни выбрал, направлены на увеличение прибыли компании. Что для этого нужно:
- выявить прибыльные каналы сбыта;
- изучить конкурентов;
- проанализировать новые перспективные направления;
- собрать и проанализировать обратную связь от клиентов;
Для каждой задачи есть свои инструменты. Конкретный набор зависит от специализации маркетолога.
Например, если стоит задача проанализировать конкурентов, интернет-маркетолог обратит внимание на то, как они представлены в Сети, как продвигаются, какие ключевые слова используют.Выполняя ту же задачу, маркетолог-аналитик будет изучать портфель заказчиков конкурентов, их материально-техническую базу, цены, стратегию продвижения, систему логистики.
Кому подойдет профессия маркетолога
Чтобы успешно стартовать и развиваться в профессии маркетолога, нужно обладать определенными качествами и способностями:
- Коммуникабельность. Нельзя работать в продвижении и бояться позвонить незнакомцу — этот страх вас быстро вымотает.
- Аналитическое мышление. Способность правильно собрать данные, проанализировать, обнаружить систему и закономерности невероятно облегчает жизнь маркетологу любой специализации.
- Многозадачность. Кроме текущих повседневных заданий, у маркетолога есть задачи на перспективу.
- Эмпатия. Без нее сложно включиться в процессы компании, симпатизировать продукту, чувствовать потенциальных покупателей, их страхи и потребности.
- Любопытство. Как это устроено? А что новенького? — основные девизы. Только ленивый маркетолог еще не сгенерировал картинки для своего продукта в Midjourney и не написал текст в ChatGPT.
На вебинаре «Чем маркетологу помогают нейросети» разобрали, какие задачи бизнес может решать с помощью нейросетей.
Придется полюбить продавать, вести переговоры, научиться быть гибким и всегда иметь запасной вариант, постоянно изучать законы рынка, психологию продаж. И самое «страшное» — развивать свой личный бренд, если собираетесь стать экспертом.
Какие специализации есть в маркетинге
В маркетинговой деятельности есть разные специализации.
Узнать подробнееПостройте маркетинговую стратегиюЧтобы запустить или масштабировать бизнес
- Универсальный, или фулстек-маркетолог. Берет все продвижение продукта на себя. Владеет разными навыками: может создать лендинг, занимается поисковой оптимизацией, аналитикой продаж, конкурентов, клиентов, составляет медиаплан со всеми каналами продвижения, даже пишет виральные посты. Такие специалисты требуются в небольшие фирмы.
- Интернет-маркетолог. Продвигает продукт или проект в интернете. Занимается соцсетями, SEO, посевами, таргетингом. Анализирует трафик, аудиторию, работает с воронкой продаж. Умеет генерировать контент или дает техзадания копирайтерам и дизайнерам.
- Digital-маркетолог. Часто путают с интернет-маркетологом, но понятие digital объемнее — это продвижение через цифровые устройства. Например, digital-маркетолог создает не только email-рассылки, но также смс- и пуш-уведомления.
- Бренд-маркетолог. Занимается «охватным» продвижением. Его задача — сделать продукт массово узнаваемым. Он измеряет лояльность к бренду и участвует в ценообразовании, может рекомендовать, какие товары выводить на рынок, а какие убирать из линейки.
- Маркетолог-аналитик. Работает с данными и анализирует эффективность рекламных кампаний, входящий трафик на сайт и продажи с него, популярность и непопулярность продукта, емкость рынка для нового продукта или услуги.
- SMM-маркетолог. Работает с социальными сетями, создает аккаунты, запускает продвижение и взаимодействет с подписчиками.
Есть и другие специализации. CRM-маркетолог занимается исключительно клиентской базой: может готовить списки для холодных продаж менеджерам, собирать обратную связь, работать с отзывами, составлять карту эмпатии клиента или скрипты для звонков. Контент-маркетолог занимается содержательным продвижением, ведет корпоративный блог и общается с инфлюенсерами.
С чего начать изучать маркетинг
Чтобы определить, что и как изучать, сформулируйте цели: что вы хотите от новых знаний.
Вы новичок и собираетесь только попробовать себя или хотите полностью погрузиться в профессию, потому что четко понимаете, что это ваше призвание?
От целей будет зависеть начальный «пакет знаний» о рыночных законах, покупательской психологии и технологиях маркетинга. Так вы сможете понять, надо ли поступать в вуз или достаточно онлайн-курсов.
Разберитесь в основной терминологии. Будете понимать, что вам говорят коллеги, и не запутаетесь в аббревиатурах SEO, SMM, CRM, ER.
Почитайте «классику». Из книг Филипа Котлера можно взять основы: целевая аудитория, маркетинговая стратегия и стратегия продвижения, воронка продаж, жизненный цикл товаров, анализ конкурентов, создание бренда.
Подпишитесь на паблики маркетологов. Читайте статьи, просматривайте профессиональные чаты, задавайте вопросы участникам-экспертам.
Рекомендуем телеграм-каналы лекторов Контур.Школы, например: «Дзенопульс», «Инструменты маркетолога», «особый русский digital», «Кавычки-ёлочки».
Изучайте кейсы ведущих компаний: современные и из прошлого, успешные и провальные, потому что лучше учиться на чужих ошибках.
Пробуйте разные инструменты. Создайте сайт, например о своем хобби, и тестируйте различные инструменты — просто ради опыта, чтобы понять, что работает, а что нет и почему. Нет хобби — развивайте личный бренд, заведите блог, где будете экспериментировать.
На вебинаре «Рецепт личной эффективности и карьерного роста интернет-маркетолога» Дмитрий Фролов, руководитель digital‑агентства Webolution, рассказал, какие навыки развивать специалисту по продвижению, чтобы добиться карьерного роста.
Можно ли стать маркетологом без образования
Маркетинг — та сфера, где практика и наработанный опыт важнее. Без профильного образования ваш путь будет многоступенчатым: придется осваивать навыки и умения, параллельно подтягивать теоретическую базу и сразу же применять все на практике.
Погрузиться в сферу продвижения, получить знания и потренироваться их применять можно на онлайн-курсах дополнительного профессионального образования или допобразования.
В маркетинговой деятельности часто начинают со стажировки в компании, где есть система наставничества. Это еще один вариант обучения.
Как начать работать маркетологом
Биржи фрилансеров и партнерских программ принято ругать, но там можно попробовать свои силы уже во время учебы. Да, много не заработаете, но вы отточите навыки. Для начала упаковывайте в кейс для профессионального портфолио каждую выполненную задачу — это ваш опыт, не обесценивайте его.
Можно пойти на стажировку, начав с должности младшего сотрудника или помощника. Зарплаты небольшие, зато будете учиться за счет чужих бюджетов на маркетинг. Заранее узнайте, какие задачи решает начинающий маркетолог в компании, чтобы действительно учиться новому, получать опыт, а не застревать в рутине.
- Работа в агентстве на несколько заказчиков позволит молодому специалисту быстро набить руку и набрать портфолио.
Как развиваться маркетологу
Маркетинг ежедневно отвечает на новые вызовы. Утренние события уже через пару часов могут быть обыграны в вирусной рекламе какого-нибудь бренда. Без развития в этой профессии не задержаться. Вызовы времени, политические и экономические события, технический прогресс, тренды, новое законодательство — все влияет на маркетинговую деятельность.
Рекомендации по профессиональному развитию общие: читать профильные каналы, наблюдать и главное — пробовать и постоянно анализировать не только чужой, но и свой опыт.
На заре интернет-маркетинга первопроходцам помогал «дневник наблюдений». Попробовал → записал свой эксперимент → понаблюдал за результатом → записал результат → проанализировал свои действия → сделал выводы → скорректировал действия. Так становились гуру digital-маркетинга, пока все остальные ждали чужих рекомендаций.
Если вы хотите регулярно наращивать экспертность, обратите внимание на Годовую подписку. Вы пройдете интересные вам курсы, а также получите доступ на 12 месяцев к платным вебинарам и 10 экспресс-курсам направлений Контур.Школы, входящих в выбранный тариф. Это поможет прокачать нужные навыки в комфортном темпе, трудоустроиться или добиться карьерного роста.
Как стать хорошим маркетологом
Смотреть программуКурс «Интернет-маркетолог»Освойте новую профессию, чтобы работать удаленно
Хороший маркетолог — это тот, чьи действия приносят прибыль компании. Такой специалист участвует в деятельности отдела продаж (хотя бы интересуется, чем помочь), ценообразовании, говорит с руководителем на языке прибыли, четко знает портрет клиента и средний чек продаж.
Чтобы выстраивать продвижение, которое приносит квалифицированные лиды, изучайте теорию, применяйте ее на практике и постоянно анализируйте рынок. Вступите в профессиональные комьюнити, общайтесь с опытными коллегами и обменивайтесь инсайтами с однокурсниками, которые тоже делают первые шаги в сфере.
Сколько зарабатывают маркетологи
В январе 2024 года в сервисе hh.ru опубликовано более 12 000 вакансий.
Конкуренция и уровень зарплаты маркетолога зависит от специализации. Еще года три назад мы бы добавили «и места жительства», но сейчас есть сотни вакансий с пометкой «можно работать из дома».
На начало 2024 года по данным сервисов «Сколькополучатель» и «ГородРабот.ру» уровень зарплат:
- стажеры, junior-позиции в разных направлениях — от 25 000 до 60 000 руб.;
- универсальные маркетологи в небольшую или среднюю компанию — от 40 000 до 85 000 руб.;
- интернет-маркетологи — от 40 000 до 80 000 руб.;
- SEO-маркетологи — от 55 000 руб.;
- бренд-маркетологи — от 80 000 руб.;
- маркетологи-аналитики — от 60 000 руб.
- руководители отдела маркетинга — от 115 000 до 240 000 руб.;
Условия высокой стоимости специалиста: опыт в маркетинге от 5 лет, успешные кейсы в портфолио, умение разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию, навык выстраивания отношений со смежными отделами.
Где учиться на маркетолога
Если вы уверены, что маркетинг — это на всю жизнь, выбирайте обучение в вузе. Вы получите фундаментальные знания по классическому маркетингу, экономике, финансовому учету. Чтобы эти знания не устарели, необходима ежедневная практика, поэтому лучшим вариантом будет совмещение обучения и работы по специальности хотя бы на полставки.
Если вы уже имеете профессию и хотите ее поменять, есть возможность использовать «тестовый режим»: попробовать бесплатные промокурсы, оценить интерес к теме и формат обучения в онлайне. Читайте также статью «Как пройти бесплатное обучение по маркетингу в Контур.Школе».
На что обратить внимание при выборе онлайн-курсов:
- отзывы;
- опыт преподавателей, их портфолио, кейсы;
- режим обучения;
- как организована обратная связь с преподавателем;
- есть ли акцент на практику;
- как часто курс обновляется;
- какие есть дополнительные услуги, например, собеседование с карьерным консультантом, профориентация, помощь в составлении резюме;
- как проходит аттестация по курсу.
После того как определитесь с интересным направлением, записывайтесь на полный курс и погружайтесь в профессию. Начинайте применять знания сразу во время обучения на маркетолога, тогда вы успеете получить результат и обсудить его с преподавателями. Практика и общение с экспертами ускоряют вход в профессию, а выполненные задания вы сможете добавить в портфолио.