Мы беседуем с Игорем Поповым, пишущим под псевдонимом Игорь Филипповский. Игорь блогер, исследователь истории, начинающий автор фантаст.
Приветствую, Игорь!
Расскажите, с чего начался ваш интерес к фантастике, с чем он был связан?
Интерес к фантастике, как и у большинства людей, появился у меня еще в детстве. Надо понимать, что это было советское детство, с дефицитом фантастики, да и другой литературы. Но сперва, это была история и приключения. Моя бабушка смогла достать в библиотеке на работе тома Александра Дюма, Роберта Стивенсона, Вальтера Скотта. И вместе мы устраивали семейные чтения. Ближе к армии я уже увлекся фантастикой. По переписке стал общаться со многими клубами любителей фантастики и от них узнал, что есть достаточно обширная и интересная группа любителей этого жанра в СССР. Помню, даже списывался с Сергеем Лукьяненко, тогда он тоже был в среде КЛФ и только начинал свои творческие шаги, проживая в Казахстане. Пробовал я писать и сам. Это была смесь фантастики и альтернативной истории. С разрешения преподавателей нашей провинциальной кубанской школы за 5-10 минут до окончания урока зачитывал своим одноклассникам очередные главы. Наверно мучил их. ☺
Как изменилась и как меняется фантастика сейчас?
Фантастика меняется постоянно. И мне кажется плохо, что она перестала нести свою главную цель, развивать творческие наклонности, воображение и интерес к наукам. Мы ведь знаем, сколько было в советское время ученых, которых в науку привела именно фантастика. Сегодня это просто развлекательное чтиво. Хотя в современном Китае поняли, что развитие фантастики влияет и на научно-технический прогресс и стали уделять ей значительное влияние. Поэтому и стали появляться яркие имена в китайской фантастике известные во всем мире.
Бытует мнение, что старая фантастика до сих пор популярна, а для многих более читабельна, потому что тогда мир и наука для фантастов был понятнее. Теперь, в связи с грандиозными открытиями, откровенно скажем, зачастившими, понимание мира и Вселенной усложнилось. Описывать ее тяжелее. Что вы думаете по этому поводу?
Я не могу сказать, что наука тогда была для фантастов более понятна. Просто тогда делались реальные открытия, менявшие наш мир. Освоение космоса, полет на Луну, появление телевидения, интернета, компьютерных игр, мобильных телефонов. Что грандиозного происходит сегодня? Полет на Луну не можем повторить, космонавты висят годами на орбите, телевидение перестало обучать, а только развлекать в грубых формах. Немного нового внесло развитие интернета и мобильных телефонов. Но от этого мы не стали лучше понимать мир и Вселенную. Мы даже не знаем, как путешествовать людям в космосе, да и сможем ли выжить там. Поэтому и замкнулись не на своем мире, а на альтернативных и фэнтезийных мирах.
Какие авторы, и какие книги ваши любимые?
Я продолжаю любить и историю и фантастику. Да и фэнтези также. Читаю Алексея Иванова «Сердце Пармы», «Тени Тевтонов», люблю романы Сергея Лукьяненко, Андрея Мартьянова, Михаила Ахманова, Сергея Алексеева. Авторов и книг много, только бы время было больше.
Что читаете кроме фантастики?
Как я уже сказал выше, читаю исторические романы, иногда современную прозу.
Кинофантастика обогнала современную книжную фантастику?
Нет, не обогнала. Они идут параллельно, иногда кинофантастика выхватывает самые сливки из литературы. Но именно в литературе сейчас больше рождается хороших сюжетов. Киноделы погрязли в пересъемке фантастических комиксов, а с недавнего времени компьютерных игр. Если в американской кинофантастике сейчас дефицит сюжетов и идей, они погрязли в ремейках, им бы обратить свой взор на российскую литературу. Если бы отечественная кинофантастика у нас получила должную популярность и развитие, мы бы завалили мир хорошими сюжетами.
Такая несправедливость. Говоря о фантастике, мы забываем о музыке в фантастике. Музыка для фантастики и фантастика в музыке, это настоящая культура. Я даже делал об этом выпуск в подкасте. Что скажите на этот счет? И почему, говоря о фантастике, мы вспоминает о книгах, фильмах, иногда об играх, реже о музыке?
Очевидно, реже вспоминаем, потому что фантастическая музыка в основном не вынесена в отдельный поджанр. Она дополняет, и очень хорошо, если талантливая, любой кинофильм или игру. Недавно, в статье на своем блоге «Миры автора Игоря Филипповского» я написал о композиторе Эдуарде Артемьеве. Без его музыки, пожалуй «Солярис», «Сталкер», «Человек невидимка» и другие советские фантастические фильмы были бы иными. А сегодня, если и есть композиторы, работающие в жанре фантастической музыке, мы о них ничего практически не знаем. Их просто не популяризируют. Хотя в журнале «Мир фантастики» я периодически вижу обзоры авторов работающих в жанре музыки и фантастики.
Как вы решили начать вести свой канал и почему выбрали дзен? На каких еще площадках ведете свой канал?
Сначала, я наконец то решился начать писать фантастику, благо появилось множество площадок для авторов самиздата. И эти авторы иногда конкурируют с печатающимися авторами. Идей множество, хотелось бы их воплотить. Мои герои уже заждались десятки лет, чтобы их представить свету. Канал на Дзен «Миры автора Игоря Филипповского» завел специально, чтобы найти своих читателей и иметь возможность с ними контактировать, рассказать о себе, творчестве, поделиться мыслями, обсудить фантастические темы. Есть еще канал исторической и антикварной тематике также на Дзен и Паблико. И свой сайт этой же тематики.
Чем увлекаетесь кроме фантастики?
Люблю кино, это все с детства. Люблю готовить пиццу, работал в одном из городских кафе, которое ставили с коллективом с нуля, познал секрет правильного приготовления теста, чтобы оно не прилипало к рукам. Дальше уже все было просто моим наслаждением при готовке, и моих посетителей уплетавших пиццу за обе щеки.
Чем фантастика помогает в обычной жизни? Как вы относитесь к мнению, говорящему об эскапизме жанра?
В обычной жизни фантастика помогает человеку думать. Это я говорю о её самых лучших образцах. Возможно, анализировать и в чем-то учит предсказывать события в своей жизни и в мире. Мы ведь сегодня понимаем, что мир идет не по тому пути. Поэтому и появились жанры постапокалипсиса, развились жанры фэнтези, альтернативной истории, попаданчества, ЛитРПГ. Потеря ориентиров. Это и есть эскапизм, уход от реальности. Когда окружающая действительность перестает радовать человека и вызывает больше тревог. В советское время фантастическая литература показывала нам лучший путь, действительно мир справедливости, к которому нужно стремиться. Идеи освоения космоса ради познания, а не ради экспансии и захвата.